Postimees: корни конфликта вокруг селфи на полях – в СССР (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Селфи макаки на фоне природы острова Сулавеси.
Селфи макаки на фоне природы острова Сулавеси. Фото: /AP

В последние дни появляются сообщения о людях, которые хотят запечатлеть себя среди маков и васильков – и конфликтуют в итоге с земледельцами, опасающимися, что пришельцы вытопчут урожай. Эти конфликты возникают из-за разного отношения к собственности.

Развитие технологии подарило нам возможность быстро делиться с другими людьми своими эмоциями. Такие эмоции в числе прочего соревнуются за внимание, так что выезд в красивое и необычное место обретает особое значение. Когда селфи с полей перестанут быть чем-то необычным, многие перестанут туда ездить.

Ценность эмоций и красоту природы, конечно, могут оценить и земледельцы, но в их случае главное – это все-таки материальные ценности, создаваемые ими самими: доход, который ожидается от урожая. Земледелец может спросить: что было бы, если бы я пошел и разлегся на капоте вашего красивого автомобиля, может, даже и вообще без одежды, чтобы выложить в социальную сеть потрясное фото? Наверняка автовладелец побагровел бы от гнева. Чтобы сфотографироваться в чьем-то прекрасном дворе, все-таки спрашивают разрешения. И вытаптывать грядки с тюльпанами в этом случае никто не будет.

Почему в одном случае тот, кто делает селфи, понимает, что вокруг – чужая собственность, а в другом – нет?

Советское время исказило суть понятия «собственность», и четверть века спустя мы не смогли толком избавиться от этого искажения. Послевоенная принудительная коллективизация воспитала, несмотря на моральные поучения коммунистической власти, безразличное отношение к имуществу. Общее имущество принадлежало словно бы всем и в то же время на деле никому.

После восстановления независимости частные собственники вынуждены были защищать свое имущество, устанавливая знаки и заграждая дороги. Иногда они игнорировали общую собственность – крайность порождает крайности. Отношение к имуществу за эти десятилетия сложилось такое, что если нет изгороди, собственность вроде как общая.

Об этом говорят и недавние случаи, когда посторонние люди собирали урожай с придорожных полей. Среди этих людей были и сознательные воры, собиравшие чьи-то капусту и горох на продажу, и те, кто таскал чужой урожай, не отдавая себе отчета в том, что это воровство. Вытаптывание полей некоторые смогли даже обратить в бизнес. Уже появились невероятные сообщения о том, как кое-кто предлагает услугу селфи на красивом поле.

Покушение на чужую собственности, конечно, наказуемо. Однако стоит напомнить и о том, что у нас все-таки правовое государство: если совершается преступление, для выяснений обстоятельств дела и назначения наказания есть соответствующие инстанции. Злость понятна, но до самосуда доходить не должно.

Перевод с эстонского.

Наверх