Отмена иммиграционных квот повисла камнем на шее политиков (3)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Андрес Анвельт.
Андрес Анвельт. Фото: Eero Vabamägi

Обсуждение отказа от квот на мигрантов застопорилось из-за отсутствия политической воли. Тема грозит стать следующим инструментом, который можно использовать в политической пропаганде, чтобы сеять страх.

Все признают, что созданная в 1990-х годах система квот, по которой иностранцев впускают в страну, устарела. Чиновники МВД предлагали решения проблемы, но, поскольку тема политически неудобна, Эстония находится сейчас в ситуации, когда иммиграционная квота исчерпывается к середине года и ничего нельзя поделать.

Министр внутренних дел, социал-демократ Андрес Анвельт констатирует, что в этом году изменить закон уже не удастся и ни одно предложение не поможет ввезти в Эстонию работников из третьих стран. Имиграционная квота (0,1% от населения, т.е. 1317 человек) вот-вот будет исчерпана, и Департамент полиции и погранохраны будет вынужден отказывать в предоставлении вида на жительство даже востребованным специалистам. В Эстонию они просто не поместятся.

Что дела пойдут именно так, можно было предугадать еще в прошлом году, когда квота впервые была исчерпана до конца года.

Выход из тупика политически сложен. Как и подзаконные акты к Закону о сожительстве, изменение устаревшей системы квот застопорилось из-за отсутствия политической воли.

“Любая связанная с миграцией тема накануне выборов очень щекотлива. У нас нет в коалиции единодушия”, - признал Анвельт. Он считает достижением уже то, что вопрос вообще обсуждается в правительстве. “Тема миграции – для кого-то хорошая карта и хорошая дубинка. Можно играть на простых страхах, что чужаки придут и отнимут у нас работу”, - добавил он.

В августе соберется рабочая группа, состоящая из представителей министерств, работодателей, профсоюзов и экспертов по миграции, которая должна будет предложить альтернативу действующей системе. На прошлой неделе МВД передало группе свои предложения. Согласно первому из них, можно было бы полностью отказаться от иммиграционных квот. При необходимости у правительства были бы полномочия ограничить число прибывающих сюда иностранцев. Второй вариант – увеличить квоту минимум до 0,3% и от населения, т.е. вместо 1317 в течение года в Эстонию можно было бы ввезти около 4000 иностранных работников.

“Исходя из прогнозов, что в среднем ежегодно на рынке труда будет не хватать около 4600 работников, а приток экономически активных граждан ЕС останется на уровне 1100 человек, чтобы покрыть спрос на рабочую силу, потребуется примерно 3500 работников из третьих стран в год”, - значится в анализе МВД.

Кроме того, правительство может ввести список отраслей с дефицитом рабочей силы, на которые не распространялись бы квоты. В настоящее время, по оценке Министерства экономики и коммуникаций, больше всего требуется водителей моторно-транспортных средств и ИТ-специалистов. Последние в начале этого года были выведены из-под квоты.

Дефицит рабочей силы существует также в сфере природоведения и техники, металлургии и машиностроении, а также в сфере здравоохранения. Кроме того, из-под квоты можно было бы вывести иностранцев с высокой зарплатой, которая превышает среднюю по Эстонии, к примеру, в два раза, предлагает МВД.

“Простое увеличение квоты не будет работать, поскольку, например, сфера строительства постоянно то растет, то падает. И в какой-то момент может возникнуть нехватка работы”, - считает Анвельт, по мнению которого, ни один из предложенных вариантов не является идеальным.

Третий вариант – отказаться от квот полностью и ввести систему оценивания лиц из третьих стран. При этом учитывались бы возраст, образование, квалификация, знание языков, опыт работы, необходимость в рабочем месте в Эстонии. Такая система применяется, например, в Австралии, США и Канаде, куда хотят переехать множество людей.

Сейчас в Эстонии применяется система, отталкивающаяся от работодателя, что означает, что первый шаг должен сделать именно он. Сначала он должен найти необходимых работников в Эстонии или ЕС. Если он не может этого сделать, он должен ходатайствовать перед Кассой по безработице о разрешении пригласить в страну иностранца с необходимым образованием и опытом работы.

Система пунктов предполагала бы, что первый шаг должен сделать сам желающий попасть сюда иностранец. Он подает ходатайство о виде на жительство, и его оценивают по названным критериям. Прошедшие отбор иностранцы смогут приехать в Эстонию и самостоятельно искать здесь работу.

По мнению МВД, система пунктов могла бы существовать одновременно с системой, отталкивающейся от работодателя. Так не возникло бы ситуации, при которой ценный для государства иностранец не может получить здесь работу. Как, например, произошло в Дании, где существовала система, основанная только на пунктах, от которой в прошлом году пришлось отказаться.

Проблему для Эстонии представляет еще и то, что сито не должно быть слишком дырявым, поскольку вместо молодых и образованных сюда могут хлынуть украинские чернорабочие. В то же время нам нужны и они. Сам Анвельт поддерживает систему пунктов, которую необходимо разработать вместе с социологами. “Увеличится административная нагрузка, но мы хотим, чтобы эти люди принесли в Эстонию добавленную стоимость, и для этого мы сами должны инвестировать, чтобы качество людей было как можно лучшим”, - сказал министр, по словам которого, нельзя сваливать оценку рабочей силы только на Департамент полиции и погранохраны, как это было до сих пор.

“Департамент полиции и погранохраны мог бы заниматься все-таки вопросом безопасности, проверять информацию. Риск для безопасности существует, - констатирует Анвельт. - Многие приезжают сюда с востока, из России и с Украины. Это значительно больший наплыв, чем сейчас для нас представляет кризис с беженцами в средиземноморском регионе”.

Новая система могла бы быть оформлена законодательно лишь следующей весной, полагает министр. “Ничего не поделаешь, это должно пройти через Рийгикогу, и необходимо найти консенсус, который удовлетворит работодателей и будет приемлем для общества”, - сказал он.

По прогнозу, в следующем году иммиграционная квота будет исчерпана уже к весне. Если ничего не изменится, все последующие годы будут начинаться с исчерпанных квот. “Мы годами были заложниками одной модели. Мы обманывали себя 25 лет и все время выводили какие-то сферы из-под квоты, но это не уменьшило проблемы”, - считает Анвельт.

По словам главы Центрального союза работодателей Эстонии Тоомаса Тамсара, вопрос миграции крайне важен. “Самая большая проблема ближайшего десятилетия для эстонской экономики – уменьшение количества рабочей силы. От числа работников напрямую зависит и финансирование системы здравоохранения, пенсионной и всей социальной системы. Также дефицит рабочей силы существенно повлияет на увеличение инвестиций в Эстонию. Таким образом, вопрос заключается в благосостоянии всех жителей Эстонии”, - подчеркнул он.

В любом случае система квот, по его мнению, устарела. “Решит ли система пунктов проблему, пока рано говорить, но хорошо, что министр ищет решение. Работодатели, естественно, будут конструктивно участвовать в этом процессе”, - пообещал представитель работодателей.

Иммиграционная квота была введена в 1993 году, тогда под нее попадало большинство видов на жительство. С годами она была увеличена, а большая часть видов на жительство была из-под нее выведены.

Сейчас под квоту попадают также иностранцы, которые ходатайствуют о виде на жительство для работы, предпринимательства или на основании иностранного соглашения. Сюда не относятся, например, члены семей, учащиеся, граждане ЕС или беженцы.

В последние годы квота составляла 0,1% от постоянного населения Эстонии. В прошлом году квота впервые была исчерпана, и Департамент полиции и погранохраны поставил людей в очередь. В этом году, как и в прошлом, квота составляет 1317 человек, на ее основании по состоянию на конец года было выдано 1099 видов на жительство, остальные ходатайства находятся на рассмотрении.

***

Кадри Симсон./ Elmo Riig / Sakala / Scanpix
Кадри Симсон./ Elmo Riig / Sakala / Scanpix Фото: Elmo Riig / Sakala

Кадри Симсон

министр экономики и коммуникаций, Центристская партия

Я считаю, что квота должна прежде всего отвечать потребностям эстонского рынка труда. Нынешняя ситуация, когда квота вот-вот будет исчерпана, подтверждает потребность увеличить ее. Полный отказ от квот на данный момент я не считаю правильным.

Наша цель должна состоять в том, чтобы привлечь в Эстонию международные компании, а у них должна быть возможность найти компетентную рабочую силу и здесь, в Эстонии, и, при необходимости, за ее пределами. Потребности некоторых секторов, к сожалению, таковы, что эстонская рабочая сила не может их полностью удовлетворить. В предшествующие годы проблема решалась с помощью того, что в некоторых сферах работники были выведены из-под квоты, такой подход остается возможным решением и в этом году.

Хелир-Вальдор Сеэдер
Хелир-Вальдор Сеэдер Фото: Liis Treimann / Postimees

Хелир-Вальдор Сеэдер

председатель IRL

Хронический дефицит рабочей силы возник за долгие годы. Это было обусловлено уменьшением и старением нашего населения, поэтому простых и кратковременных решений здесь нет.

Спрос предприятий на дополнительную рабочую силу понятен, но в то же время, ввозя ее, мы должны смотреть дальше нынешнего экономического роста, поскольку в случае спада эти работники станут лишними, и их придется содержать нашей социальной системе. Экономика, опирающаяся на дешевую рабочую силу, нежизнеспособна. Мы должны взять курс на то, чтобы предприниматели больше вкладывались в производительность труда, поскольку здесь у нас разница с Финляндией и Швецией многократная. Мы также должны всячески способствовать возвращению наших людей на родину, искать возможности трудоустроить инвалидов и пожилых людей.

По мнению IRL, система квот по-прежнему необходима, однако можно было бы ввести систему пунктов, подобно той, что существует в Канаде и Австралии. В этих странах оценивается возраст человека, образование, опыт работы, знание языка и т.п. На основании этих критериев решается, может ли человек приехать к нам на работу или нет.

Наверх