Почти половина людей верит в сверхъестественные явления. Женщины чаще мужчин верят в духов, прошлые жизни и гороскопы, а мужчины верят в пришельцев и теории заговора. Почему рациональное мышление часто уступает иррациональным связям и толкованиям? Об этом пишет колумнист Postimees Тууль Сепп.
Тууль Сепп: чем мы платим за веру в духов и прошлые жизни? (7)
Наш мозг принимает решения в зависимости от входных данных, от информации, получаемой из внешнего мира, и часто эта информация недостаточна. Для компенсации мозг сам создает паттерн, который с какой-то вероятностью заполняет пустые места, объединяя полученные из внешнего мира точки «начерченной от руки» кривой. Так возникает паттерн, который человек трактует соответственно своему прошлому опыту и имеющимся знаниям.
Увы, слишком часто наш мозг, создавая паттерны, увлекается и пытается логически осмыслить по большей части случайные явления и события – скажем, колебания курсов акций, результаты азартных игр, погоду или «легкую руку» баскетболистов. И постигающие людей несчастья, за которыми стоит несчастный случай, мы пытаемся объяснить паттерном (карма!). Мы ищем причинность там, где ее нет, и при желании всегда можем найти ее для самих себя.
Создание таких паттернов в эволюционном смысле полезно. Природа благоволит мышлению, которое создает связи и паттерны, даже в случае, если наш мозг делает много ошибок. Теоретические модели показали, что не замечать существующие связи опаснее, чем верить в несуществующие, а значит, эволюция на стороне тех, кто создает паттерны. В саванне безопаснее принять порыв ветра за льва, чем не заметить настоящего хищника.
Системы в нашей голове
Очень часто наш мозг должен принимать решения очень быстро и на основе ограниченной информации. Скажем, большинство способно адекватно водить машину именно потому, что наше подсознание может быстро рассмотреть паттерн и принять решение. Если ценой такой способности становится вера в то, что скрипящая в темном доме дверь – это беспокойный дух предка, мы платим за наше выживание недорого.
Однако это не значит, что мы должны мириться с несовершенным, генерирующим несуществующие паттерны мышлением. Мы способны на большее, если только захотим и станем сознательно прилагать какие-то усилия. Лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман для визуализации этого утверждения разделил наше мышление на две части – система 1 и система 2. Система 1 – быстрая, интуитивная и эмоциональная. Система 2 – медленная, взвешивающая, логическая и рациональная. Канеман, психолог по образованию, использует эти понятия, чтобы объяснить предрассудки (cognitive bias) при принятии нами экономических решений.
Система 1 использует создание связей, предположения и предрассудки, чтобы побыстрее набросать кажущийся логичным эскиз реальности. Да, часто это неизбежно, если решение надо принять быстро. Система 2 заставляет нас сомневаться, взвешивать, собирать и анализировать дополнительные данные. Эта система рисует эскизы куда точнее и реалистичнее, но, увы, действует медленно и скоро устает, особенно если человек не привык ее использовать. Вместо того, чтобы тратить время и давать системе 2 сделать свою работу, мы часто доверяем недостоверным и ложным паттернам, ошибающейся интуиции и поверхностным оценкам, быстро создаваемым системой 1.
«Как можно понять, что космос бесконечен?» – спросила я недавно у одного выдающегося физика. «Это возможно, – ответил он, – но для этого надо тренировать мозги». Медленно и логически мыслящая система 2 поддается тренировке, но только если человек признает, что мозг склонен быстро создавать ошибочные паттерны.
Отчего пирожок гонится за нами на автомобиле?
Потратьте время и проанализируйте, какое количество ваших убеждений и предрассудков базируется на непродуманных, быстро набросанных эскизах реальности – и в скольких случаях вы подвергали быстро вынесенное суждение сомнению, собирали дополнительные данные и искали рациональное объяснение. У всех людей есть способность к обоим типам мышления. Который из них чаще применять в жизни – это наш личный выбор.
Склонность мозга создавать ложные паттерны мы ясно видим на примере сновидений: мозг отчаянно пытается свести вместе случайные кусочки информации, собранные за прошедший день или всплывшие в виде воспоминаний о более далеком прошлом, – и мы видим сон, как съеденный нами вчера пирожок гонится за нами на автомобиле друга детства. Просыпаясь, мы понимаем, что это ложный паттерн. Следующий шаг – распознавать нерациональные узоры, создаваемые мозгом наяву.
Можно решить, что иррациональное мышление не оказывает на нашу жизнь такого уж большого негативного влияния, если столь многие отлично справляются с проблемами, задействовав систему 2 крайне нерегулярно. Интуиция во многих случаях работает, и вполне удовлетворительно, благодаря чему нам хочется полагаться на нее всегда.
Однако есть критические моменты, когда непродуманные решения и ложные паттерны могут оказать на будущее огромное влияние, – будь то финансовые сделки, раскалывающее общество предрассудки или решение лечиться у знахаря. Если постоянно тренировать свое мышление, делая его всё рациональнее, в подобных ситуациях вероятность принять быстрое и неверное решение существенно снизится.
Перевод с эстонского.