В вагонном бизнесе с Россией экономическая победа Эстонии сомнительна, а политический проигрыш – предрешен, учитывает колумнист Кармо Тюйр.
Кармо Тюйр. Помани нас Россия длинным рублем – и мы позабудем о принципах? (4)
У вагонного бизнеса с Россией есть два ясно различимых аспекта – экономический и политический. В первом случае результат неизвестен, во втором – известен заранее.
В условиях свободного рынка успех бизнесу не гарантирован. Предпринимательские начинания могут как удаться, так и не удаться. Прибыль – или убыток – гарантирован только в несвободной, искаженной экономической среде. То есть в ситуации, когда политика управляет экономикой, а не наоборот.
В России, конечно, есть своего рода островки или, скорее, прослойки свободной экономики – на уровне малого бизнеса, до тех пор, пока ты не станешь слишком уж привлекать или раздражать власть имущих.
Теневые стороны возможного успеха
В общем и целом российская политика в отношении экономики – начальственная. Особенно четко это проявляется во всем, что связано с железной дорогой, а также в других «стратегических» системах. Во внешней экономике, в том числе если решается, впустить ли на рынок зарубежных инвесторов, политический элемент контроля еще сильнее, может быть, во много раз.
Так что если инвестор хочет войти в число крутых ребят РФ и участвовать в сверхполитизированном и работающем по указке сверху бизнесе, ему нужно заключить с кем-то серьезную сделку. Какова цена этой сделки и сколько придется отстегивать в «общак» – этого общественность рискует никогда не узнать.
Еще печальнее то, что сделка действует лишь до тех пор, пока это нужно. Нужно тому, в чьих руках бразды правления, то есть контроль над политическим, экономическим, правовым пространством. А в руках зарубежного инвестора бразды правления появиться не могут, по крайней мере, в России.
Политический проигрыш гарантирован
В общем, с экономической точки зрения вхождение Эстонии в вагонный бизнес России принесет сомнительный результат. Нам могут дать доступ на рынок и даже часть прибыли, но сделают это на каких-то своих условиях.
Другой аспект – политический. если эстонское государство заключает сделку с Россией как со страной (а всё, что связано с железной дорогой, в России – под контролем государства), оно провозглашает Россию легитимным партнером. Такому можно пожимать руку, с таким можно фотографироваться, вместе улыбаясь.
Поправьте меня, если я ошибаюсь, но разве дым от сбитого над полями Восточной Украины самолета уже развеялся? Разве государственный террор в отношении соседей прекратился? Разве антироссийские санкции отменены?
Россия уже достигла своей цели. Обитатели Кремля вновь станут утверждать, что так называемые ценности Запада – всего лишь мыльный пузырь. Помани жителей Запада длинным рублем – и они позабудут все свои принципы.
Повторю: в вагонном бизнесе с Россией экономическая победа Эстонии сомнительна, а политический проигрыш – предрешен. Что мы будем возить из России вагонами?
Перевод с эстонского.