В то же время есть и фермеры, которые используют химикаты в зависимости от потребности. “Мы стали больше мониторить поля, и если находим что-нибудь, то анализируем, необходимо опрыскивать или нет”, - сказал выращивающий картофель фермер из Колга-Яани Вильяндиского уезда Мярт Лаансалу, являющийся совладельцем Koorti Kartul OÜ.
По статистике, Вильяндимаа – один из тех регионов, где в 2011-2015 годах использование пестицидов резко выросло. Если в 2011 году в сельскохозяйственном секторе региона было использовано более 90 тонн ядохимикатов, то к 2015 году их количество выросло более, чем на четверть, до 123,6 тонны. «Моя позиция заключается в том, что, если в какой-то год у нас большие проблемы – например, из-за нашествия каких-то насекомых, то, проведя разрешенную борьбу с ними, мы должны ее прекратить. И если такая борьба в этом году не произведет нужного эффекта, мы должны с этим смириться», - сказал Лаансалу.
Если кто-то использовал запрещенный препарат, это останется на его совести, убежден фермер. “Думаю, местами эти вещи преувеличиваются, и, может быть, по незнанию делают что-то, о последствиях чего не думают”, - сказал он.
Яд, убивший пчел, можно было бы запретить
Хотя использование ядохимикатов в Эстонии выросло прежде всего из-за средств по борьбе с грибковыми заболеваниями и стеблеусилителей, по словам фермеров, эти вещества никого не могут убить. Чтобы доза оказалась смертельной, количество должно быть очень большим, но никто столько препаратов на полях не использует. «Вероятно, речь идет о каких-то инсектицидах, то есть средствах по борьбе с насекомыми», - убежден Хейки Унт.