Cообщи

Иван Макаров: центристская власть действует “по понятиям” (8)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Иван Макаров
Иван Макаров Фото: Pm

Ведущие политики Центристской партии давно оторвались от правовой системы и логики и действуют "по понятиям" при попустительстве своих младших собратьев по коалиции, пишет колумнист эстонского Postimees Иван Макаров.

Российская оппозиция любит подчеркивать, что тамошние власти действуют не по законам, а «по понятиям». Проще говоря, это означает, что внутри власти действует такой же кодекс, как в преступном мире. Обычный человек должен быть законопослушен, и нарушителей закона наказывают, однако на богачей и представителей власти обычно зуб не точат и для них действуют правила, предусмотренные для воров в законе.

12 лет назад сын тогдашнего российского министра обороны насмерть сбил старушку, переходившую улицу по “зебре” на зеленый свет. Бабуля на глазах у близких пролетела 25 метров на четырехметровой высоте, скорость автомобиля составляла до 140 км/ч.

На место поспешили воинственные родственники водителя-убийцы, несколько машин со спецагентами и целая рота автоматчиков, уголовное дело было вскоре прекращено, сын министра избежал какого бы то ни было наказания.  Зато родственников погибшей стали преследовать в судебном порядке.

Сейчас мы говорим о судебном процессе над бывшим главой Центристской партии и Таллинна, в то время как партия премьер-министра оплачивает все представление, а глава правительства не возражает ни против этого, ни против возможности предложить подсудимому первое место в избирательном списке.

Хотя в законах найдены необходимые лазейки и упор делается на презумпцию невиновности, все прекрасно понимают, что происходит на самом деле. Поскольку простой смертный, который хочет устроиться на работу и отмечает в CV, что в данный момент он находится под следствием по обвинению в ростовщичестве, может даже не мечтать о месте дворника. Поскольку на него распространяются законы и нормы Эстонской Республики, а с политиком поступают «по понятиям», т.е. в духе партийной иерархии и солидарности, которые втиснуты в законные рамки.

Так что мелкие жулики висят на виселице, а большие ездят в инвалидной коляске. Монопартийная власть в Таллинне годами действовала «по понятиям» - в результате здесь процветает коррупция, дороги по качеству не превосходят провинциальные дороги в России и действует дорогая система общественно-партийной пропаганды в духе российской столицы.

Еще персонаж “Гиперболоида инженера Гарина” Гастон Утиный Нос, бывший вор и бандит из знаменитой шайки Бонно, сказал: “Ни за какие деньги, сударыня, ни за мокрое, ни за сухое дело я теперь не возьмусь: не те времена. Сегодня апаши предпочитают служить в полиции, а профессиональные воры – издавать газеты и заниматься политикой”.

В Эстонии сокращенная донельзя полиция сама стала жертвой политиков, однако в остальном утверждение Гастона Леклера остается актуальным и по сей день. Эстонцев давно приучали к мысли, что преступление в нашей стране может быть не наказуемым, а даже может поощряться. Известный гангстер, ограбивший в Хельсинки ювелирный магазин и банк, после освобождения из тюрьмы стал ведущим популярного в Эстонии телеканала, о его героической жизни был снят эстонско-финско-латвийский художественный фильм “Герои”, а желтые СМИ держат народ в курсе жизни этого выдающегося человека. Это был сильный и далеко не последний нравственный урок: бывший бандит интереснее обществу, чем глуповатый порядочный обыватель.

Политик может напиться до полусмерти и устроить гонку в центре города – и ему все равно сразу же вернут водительские права, он соберет голоса достойных его избирателей и будет на приемах пожимать руку президенту. Поскольку эстонцы морально готовы к тому, что наша верхушка живет и работает “по понятиям”, назначая себе блага, компенсации и привилегии. Почти каждый связанный с представителями власти скандал и свинство заканчивается каким-нибудь решением в стиле JOKK, которое по форме законно, а по сути – «по понятиям».

То есть мы не должны удивляться тому, что живущие здесь граждане другого государства акцептируют распространенную и укоренившуюся у них на родине практику и готовы отдать голоса на эстонских местных выборах подозреваемому в тяжком коррупционном преступлении человеку, выразив тем самым свое отношение к эстонскому государству. Тем более, что так ведут себя многие бизнесмены и политики, причем не только иноязычные.

Два года назад "Ространснадзор" запретил принадлежащему эстонскому государству EVR Cargo использовать вагоны, отремонтированные в тапаском депо, хотя с вагонами все было в порядке. Тогда фирма попала в трудную ситуацию, но теперь хочет инвестировать 35 миллионов евро в вагонный бизнес в России, с которой мы ведем санкционную войну. Известно, что умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих. То есть у нас есть умные, есть дураки, а на следующей ступени развития есть государственная компания Cargo.

Страна, председательствующая в Евросоюзе, тем самым издевается над санкциями ЕС и рискует, что эти деньги будут потрачены на аннексию новых территорий Украины. Лидеры общественного мнения, исходя из здравого смысла и исторического опыта, рисуют картину в черных красках - и тут к большой радости агентства "Спутник" приходит министр экономики и коммуникаций Кадри Симсон и выставляет все это в лучшем свете, утверждая, что здесь не о чем спорить.

Если критики “сделки века” исходят из законов ЕС и Эстонии, политической ситуации и бизнес-логики, то министр из связанной с Россией правящей партии действует “по понятиям”. Если это все еще приемлемо для партнеров по коалиции, жителям Эстонии не остается ничего иного, кроме как попытаться приспособиться к двойным стандартам в нашей демократической модели, как они уже привыкли к более высокому, чем в Латвии, алкогольному акцизу.

Людям постарше, конечно, полегче, поскольку у них есть опыт проживания в дурдоме. Не случайно телесериал “ЭССР” столь живуч. Нашим министром сейчас с успехом мог бы стать Айно Кесснер – такой же бойкий на язык и столь же устойчивый к любым аргументам.

Наверх