Cообщи

Propastop: эстонское государство не притесняет людей русской национальности (13)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Случай Изабеллы освещает российская телепередача "Вести".
Случай Изабеллы освещает российская телепередача "Вести". Фото: скриншот

Реакция Эстонии на сообщения российских СМИ об изъятии детей у родителей – граждан РФ вновь заставляет предположить, что нам не хватает должности государственного борца с пропагандой, который сумел бы распознать мессидж, направленный против эстонского государства, и убедительно и быстро его опровергнуть, пишет блог добровольцев Кайтселийта Propastop.

Propastop следил за тем, как случай из практики защиты прав детей в российских СМИ покривел и стал подаваться как русофобский.

Эта история началась 11 июля, когда по инициативе эстонских защитников прав детей родителей жившей в таллиннском районе Мустамяэ Изабеллы Михайловой временно ограничили в родительских правах, а ребенка до октября поместили в приют. Причина была в том, что семья жила в плохих условиях, на что социальные службы обращали внимание родителей уже восемь лет – но те так ничего и не сделали.

Родители ребенка – живущие в Эстонии граждане РФ, видимо, поэтому они первым делом обратились с просьбой о помощи именно в посольство РФ. Родители установили также контакт с работающим в РФ адвокатом Виолеттой Волковой, которая получила известность несколько лет назад, когда защищала членов группы Pussy Riot.

12 июля Волкова написала в Твиттере обеспокоенное сообщение: в Таллинне у российских граждан забрали ребенка – и им позволяют встречаться с ребенком только в течение 15 минут в день.

Первая волна освещения в СМИ

15 июля российские СМИ наполнились новостями о том, как у родителей – граждан РФ в Эстонии отняли ребенка под предлогом пустячных придирок к жилищным условиям. Одновременно СМИ упирали на то, что настоящая причина – это план родителей перевезти ребенка с собой в Россию. Основание для такой кривой трактовки дала своими комментариями Волкова, которая в основном выступала по данному поводу. Если просмотреть распространившиеся в тот день новости, станет ясно, что журналисты не были заинтересованы в выяснении настоящих обстоятельств дела: их тексты полны эмоциональных обвинений, которые базируются на словах одной стороны. Вечером того же дня к журналистам стал обращаться отец ребенка – и эмоциональных красок в деле прибавилось.

Квартира родителей Изабеллы – Анатолия Газаряна и Анны Михайловой.
Квартира родителей Изабеллы – Анатолия Газаряна и Анны Михайловой. Фото: Скриншот с сайте annatubten.livejournal.com

16 июля адвокат создает на своем аккаунте в Твиттере хэштег #ВЕРНИТЕИЗАБЕЛЛУ, который начинает распространяться. На базе хэштега создается блог, в котором можно следить за развитием событий.

За два дня из случай защиты детских прав в российских СМИ создается медиа-событие, которое вроде бы подтверждает, что в Эстонии живут русофобские дурни, которые ради притеснения русских могут и ребенка украсть.

Вторая волна

16 июля пошла вторая волна, в эстонских СМИ, раскрывающая тему с более адекватной стороны. Основательно осветил тему русскоязычный новостной портал ERR: в его материале вдобавок к отцу слово получают Министерство социальных дел и социальный работник. В тот же день тему поднимает портал Baltnews.ee, приводя комментарий руководителя НКО «Родители Эстонии» Анастасии Раи, которая обвиняет адвоката в безосновательном подчеркивании русофобии. Рая уверяет, что сама была в квартире семьи, что квартира и правда нуждается в ремонте и не подходит для проживания маленького ребенка.

Квартира родителей Изабеллы – Анатолия Газаряна и Анны Михайловой.
Квартира родителей Изабеллы – Анатолия Газаряна и Анны Михайловой. Фото: Скриншот с сайте annatubten.livejournal.com

17 июля новость ERR реферируют эстоноязычные порталы Delfi и Postimees, не дополняя, но и не опровергая общие утверждения о неотремонтированной квартире и запахе табака.

На деле ни одно эстонское СМИ не опровергло напрямую утверждения первой волны , например, о том, что причиной изъятия ребенка из семьи стало гражданство родителей. Хотя новости второй волны и раскрывают настоящие причины изъятия, они уже не доходят до инфопространства России. Новые статьи доступны лишь на единичных российских порталах, и там на них обращают куда меньше внимания, чем на статьи первой волны с привкусом пропаганды.

Заключение

Этот случай показывает, как умелый манипулятор СМИ может привлечь внимание множества потребителей информации за счет обвинений в русофобии.

Конечно, создавая шумиху вокруг этого случая, семья и представляющие ее люди в первую очередь хотели, чтобы намерение семьи переехать в Россию представлялось основной причиной изъятия Изабеллы. Для российских СМИ представленное таким образом дело совпало со стереотипами в части русофобии – и вот уже кривая трактовка зажила собственной жизнью.

Квартира родителей Изабеллы – Анатолия Газаряна и Анны Михайловой.
Квартира родителей Изабеллы – Анатолия Газаряна и Анны Михайловой. Фото: Скриншот с сайте annatubten.livejournal.com

Мы и раньше демонстрировали, как подобные ложные обвинения широко транслируются российскими СМИ. В феврале мы писали о распространившейся в России новости о том, как в Таллинне уволили беременную женщину из-за того, что она говорила по-русски.

Реакция Эстонии вновь заставляет предположить, что нам не хватает должности государственного борца с пропагандой, который сумел бы распознать мессидж, направленный против эстонского государства, и убедительно и быстро его опровергнуть. В данном случае тяжесть опровержения легла на плечи чиновников, которые давали комментарии по поводу общих причин временного лишения родительских прав, но не опровергали ни пропагандистскую ложь, ни освещение темы во враждебном для Эстонии ключе.

Propastop сделает это здесь: причиной изъятия ребенка из семьи была не гражданство родителей, не их национальность и не планы переехать в Россию. Эстонское государство не настроено русофобски и не притесняет людей русской национальности.

Перевод с эстонского.

Наверх