Россия – не многослойная федерация, а, скорее, псевдофедерация, пишет колумнист и политолог Кармо Тюйр.
Кармо Тюйр: перезагрузка Российской Федерации завершилась (4)
Запущенная Владимиром Путиным перезагрузка федерации завершилась. Последний федеративный договор прекратил действовать: он был заключен с Татарстаном десять лет назад, и его срок истек 26 июля 2017 года.
На первый взгляд мы видим тут пустячные юридические тонкости, Государство по-прежнему называется Российской Федерацией, в его состав входят субъекты с разными названиями – республики, области, края и города федерального подчинения. Но по сути перед нами ныне – изменившаяся страна.
Владимир Путин получил в наследство от Бориса Ельцина довольно разрозненное государство. Волны от распада СССР не утихали внутри России довольно долго. Во время «парада суверенитетов» Ельцин призвал части государства брать столько независимости, сколько они смогут проглотить.
Между центром, то есть Москвой, и субъектами федерации подписывались тогда всевозможные договоры (всего 46 договоров) – в зависимости от амбиций местной элиты и способности Москвы ее обуздать.
Татарстан был амбициозен настолько, что желал собственной государственности, не меньше. На прошедшем в 1992 году референдуме эту идею поддержали 60 процентов населения. Потом Казань даже говорила, что Татарстан и Россия состоят в слабом конфедеративном союзе.
Договор 2007 года гласил, что Татарстан – это все-таки часть России, но, исходя из культурных особенностей Татарстана, кое-какие решения перепало принимать и ему. В числе прочего Казань считала, например, что татары могли бы перейти с кириллицы на латиницу, но Верховный суд РФ признал это решение антиконституционным. Название должности «президент республики» все-таки удалось сохранить, как и положение о том, что занимающий ее человек должен владеть татарским языком.
Ныне этот договор не действует. Конституцию Казахстана придется так или иначе менять: в нынешней версии есть отсылка к федеративному договору как к базовому документу, определяющему отношения двух стран. Короче говоря, подписанный десять лет назад Владимиром Путиным документ, акцептовавший принцип «государство в государстве», более не действует.
В январе этого года на встрече Владимира Путина и первого главы Татарстана Минтимера Шаймиева (он занимал должность президента республики с 1991 по 2010 год) мелькнул иронический намек, своего рода указание на место: Путин подарил Шаймиеву карту Великой Тартарии. Из завоеванных Москвой в XVI веке земель в конечном итоге образовался еще один субъект Российской Федерации.
В заключение стоит задать вопрос: если Россия готова внутренне, не настало ли время обратить взгляд вовне? Аннексировала же РФ всего несколько лет назад исконную татарскую землю – Крым.
Перевод с эстонского.