Таави Минник: бараханды, Эстонбаши! (1)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Эдгар Сависаар.
Эдгар Сависаар. Фото: Georg Kõrre

Беда Эстонии, считает журналист Postimees, в том, что у нас есть сегмент избирателей, которые благодаря личной посредственности, глупости и лености переживают не лучшие времена – и искренне верят, что они лузеры потому, что у них давным-давно отобрали что-то, что у них вроде как имелось, или потому что их обокрали враги...

Традиция лести в Эстонии, несомненно, богатая и старинная, однако бывшим советским республикам Средней Азии мы в этом смысле в подметки не годимся. Сам эстонский язык не сгодился бы, чтобы обогнать страны, где властвуют Туркменбаши и другие одиозные постсоветские банановые диктаторы, – он для этого слишком европейский и рафинированный. Если у какого-нибудь Туркменбаши опять день рождения, можно здесь и там увидеть видеоклипы с выступающими на трибуне тетями и генералами с красивыми лампасами, и все эти люди с дрожью сердца вопят на местном языке «бараханды-бараханда» или что-то в этом роде.

У нас после восстановления независимости к этому «бараханды» ближе всех члены Центристской партии – в ее основе лежит все-таки сознательно спланированная и долгое время формировавшаяся клановая система. В ее центре – патрон, у него есть право по своему желанию перераспределять блага, за обладание которыми оставшиеся члены клана должны всячески славословить патрона и уступать ему большую часть своих прав и свобод, подчиняясь его воле и хотению. Но, невзирая на всё это, «бараханды-бараханда», прокукареканное Хеймаром Ленком, звучит не так хорошо и молодцевато, как в тех странах, где работают всякого сорта Туркменбаши. И, правду сказать, день рождения Эдгара Сависаара, стихийно перешедший в крестный ход, в котором премьер-министр Юри Ратас и де-факто мэр Таллинна Таави Аас смущенно переминались под иконами Сависаара, выглядел жалко.

Деяния рвущегося к власти эгоманьяка в последние годы характеризовались именно опереточностью и трагикомичностью. Если бы властвующая во всем государстве и в ее столице Центристская партия не цеплялась бы отчаянно за фалды Сависаара и не заставляла бы делать это всё общество, происходящее вокруг Сависаара выглядело бы всего лишь комедией. Как бараханды для Туркменбаши.

Но это всё не смешно уже потому, что, как показывает практика, в уже четверть века как независимой Эстонии по-прежнему есть богатое поле для деятельности всяческих популистов, при поддержке которых Сависаары, Яны Тоом, новые и старые борцуны только и прозябают. Просто есть сегмент избирателей, которые благодаря личной посредственности, глупости и лености находятся сейчас в такой ситуации, в какой находятся, и при этом искренне верят, что они лузеры лишь потому, что у них давным-давно отобрали что-то, что у них вроде как имелось, или потому что их обокрали враги, хотя в прошлом у них ничего особенного и не было. Чтобы привлечь эту подсознательно агрессивную группу людей, им надо просто показать врага, и всевозможные безответственные демагоги с удовольствием это делают.

Перевод с эстонского.

Комментарии (1)
Copy
Наверх