Новости об экономическом росте всегда радуют. По крайней мере в теории ему должны сопутствовать рост благосостояния жителей страны, развитие техники и улучшение инфраструктуры, пишет редакция Postimees.
Передовица Postimees: в теории наше благосостояние должно расти
2017 год приятно удивил и экономику Эстонии, и мировую экономику в целом: если верить экспертам, экономический рост превысил ожидания. Это скорее исключение, последние десять лет прогнозы экономического роста приходилось снова и снова занижать.
ВВП Эстонии вырос в первом квартале 2017 года на 4,4 процента. Пока рано говорить, каким окажется рост за второй квартал, однако специалисты считают, что всё указывает на благоприятную ситуацию. Конечно, речь не о тех цифрах, которым мы радовались в нулевые годы, но все-таки. Системные кризисы вроде того, что ударил по эстонской и мировой экономике в конце прошлого десятилетия, ведут к серьезной и долгосрочной рецессии, и то, что следующие шесть-семь лет экономика развивается в очень медленном темпе, в таких случаях вполне естественно.
Быстрое экономическое развитие Эстонии в предыдущие десятилетия во многом было обусловлено нашим географическим положением и близостью Финляндии и Швеции. Финляндия в те времена росла быстрее всех стран ОЭСР, но в последние годы экономика как наших северных соседей, так и Эстонии, увы, чахла. Теперь рост Швеции – быстрее ожидавшегося – поддержал ускорение темпов роста как в Эстонии, так и в Финляндии, причем финны заодно помогают росту экспорта эстонских товаров на финский рынок.
Хорошо идут дела и у других важных для Эстонии партнеров по экспорту, и в мировой экономике в целом. Экономика уверенно растет в этом году и в США, и в Европе, и на развивающихся рынках. Если в начале года Мировой банк прогнозировал в 2017 году 2,7-процентный рост мировой экономики, а МВФ – 3,5-процентный рост, сегодня многие эксперты дают более оптимистические прогнозы, чем раньше. Судя по всему, перспективы роста мировой экономики сохранятся и далее: при разумной политике следующие годы могут быть значительно лучше предыдущих. Причем как для стран с более развитой экономикой, и для стран, экономика которых развита менее.
В начале 2017 года многие боялись того, что популистские движения, ранее действовавшие на периферии политической сцены, а теперь начавшие выходить в ее центр, могут стать своего рода джокером в колоде и поставят крест на светлых экономических перспективах. И продолжательница семейного бизнеса Ле Пенов Марин, и итальянский комик, ныне основатель «Движения пяти звезд» Беппе Грилло куражились, обещая похоронить Европейский Союз. Но их слова так и остались пустым куражом: борцуны в Австрии, Франции, Голландии и нескольких ландах Германии на выборах получили по носу.