Тема хрущевок - неисчерпаема. Кухня датской малогабаритки - холодильник, плита, раковина, шкафчик и стоймя два человека - один к одному наша кухня где-нибудь на Маяка или Рандла.
Новая жизнь копенгагенских хрущевок
Конечно, слово "хрущевка" в датском контексте ни что иное, как фигура речи. Квартиры в домах, построенных в Дании для молодых семей в 60- годах прошлого века, и больше по площади, и уютнее по планировке. И наша двушка со смежными комнатами площадью 38 метров квадратных здесь называется однокомнатной квартирой. Так вот, дома эти строились в пригородах Копенгагена, когда население начало быстро расти. Через 20 лет молодые когда-то семьи перестали быть молодыми, но стали более обеспеченными, и в массовом порядке переселялись в рядные дома в этих же спальных районах.
А в 90-х годах началась повальная реновация этих домов. Появились балконы, заиграли новой облицовкой фасады. Квартирных товариществ в нашем понимании в Дании нет, а частные строительно-эксплуатационные фирмы строят несколько десятков однотипных домов и сдают квартиры в них в аренду. Реновированные по одному архитектурному плану группы домов образуют эдакие милые уютные микрорайончики.
Самое сильное впечатление произвела на меня реконструкция квартала с заброшенным, заросшим водорослями каналом. Этот объект находится в крошечном городке Альбертслунд на окраине Большого Копенгагена. Лет двадцать назад здесь с удовольствием селилась творческая интеллигенция. Но время не спрашивает разрешения, и квартал стал медленно приходить в упадок. Наконец, с домов содрали всю страшную черную облицовку и обнажили неприглядный полусгнивший утеплитель.
Но зато никого не переселили даже временно. Первые этажи, где размещались магазины, офисы мелких фирм и крошечные кафе, напротив, освободили, отправив арендаторов в отпуск. Характерная датская, да и вообще скандинавская черта: стройматериалы лежат себе без всякой охраны на не огороженной забором площадке. И никто почему-то их не растаскивает по соседним огородам.
Если говорить о решении квартирного вопроса, который, как известно, испортил не только москвичей, то именно самоуправление комунны решает, кому какую квартиру дать и какие дома строить. Например, коммуна Исхой провела референдум, чтобы узнать, дома какой этажности предпочитают видеть на своей территории жители. Не пожалели денег на проведение поголовного опроса и выяснили: максимально пять. Теперь исхойские просторы не перечеркивают небоскребы. А соседи - из городка Брондби бесконечно ремонтируют фасады многоэтажных своих башен.