Колумнист Иван Макаров предупреждает: список Сависаара может оказаться очень хитрым маневром, посредством которого Центристская партия лишь укрепит свое единовластие.
Иван Макаров: Сависаар даже свое увечье использует как оружие
Японский солдат Хироо Онода тридцать лет скрывался в филиппинских джунглях – не верил, что Вторая мировая война закончилась. Онода считал себя командиром до 1974 года, в том, что императорская армия проиграла, его пытались убедить и листовками, и другими способами, но всё было тщетно...
И у нас в Эстонии на хуторе Хундисильма уже много лет прячется человек, утверждающий, что он по-прежнему мэр Таллинна. В хорошей советской комедии «Кавказский пленник» есть несколько сцен, весьма актуальных для политической сцены сегодняшней Эстонии. Главный герой Шурик, облаченный в смирительную рубашку, обращается к мужчине в белом халате: «Могу я видеть прокурора?» – «Можете, – отвечает врач и спрашивает медсестру: – Где у нас прокурор?» – «В шестой палате, где раньше Наполеон был», – отвечает медсестра. Мораль этого веселого фильма звучит в финале из уст подсудимого мазурика, которого играет Георгий Вицин: «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!»
Центристы соберут голоса с обеих грядок?
Наша правовая система, из которой Эдгар Сависаар давно уже официально себя исключил, определенно гуманнее советского суда – вожакам хулиганов «бронзовой ночи» так и вообще выплатили компенсацию, а мародеры до сих пор не возместили причиненный ими ущерб. Коррупционный финансовый ущерб, инкриминируемый Сависаару, конечно, меньше этих миллионов, кроме того, нанесению данного ущерба не сопутствовали насилие, ограбления и погромы – так что, опираясь на прецедент, можно предположить, что судебные перспективы Сависаара более чем прекрасны.
Многие говорили о том, что политик со стажем превратил себя в шута, многие смеются до слез, но вполне возможно, что смех прекратится, а слезы останутся. Многочисленные прогнозы, по которым центристы теперь точно утратят единовластие в Таллинне, могут и не сбыться. Внешне расколотая правящая партия, покорно выплачивающая своему давнишнему председателю неимоверные репарации, может оказаться куда более единой, чем все сейчас думают.
Дело в простой арифметике: Центристской партией стали руководить молодые красивые люди, куда более прогрессивные и патриотичные, нежели прежде; премьер-министр открыто поддерживает НАТО и дал пинка министру – фанату Шойгу. Естественно, избиратели из числа подчиненных России теперь поддерживают центристов меньше, взамен их стали больше поддерживать эстонцы.
Сейчас самое время собирать голоса раздельно, как тмин и огурцы, чтобы потом положить их солиться в одну бочку: список Сависаара хватает на лету голоса обманувшихся в новом центристской руководстве русскоязычных и «послушных эстонцев», которые и не пропадут вовсе – вся эта игра в избирательный союз может вестись в рамках одной партии.
Суммарный урожай голосов в сравнении с предыдущими местными выборами увеличился бы благодаря голосам привлеченных Симсон, Ратасом и Карилайдом эстонцев-отечественников и патриотичных русских. Так что единовластие Центристской партии будет только укрепляться. Обратим внимание и на то, что Яна Тоом и Михаил Кылварт в результате эдакой «шахматной партии» станут эстонцам несколько симпатичнее, ведь сейчас они в «правильном списке» и при этом не теряют поддержки русскоязычных избирателей...
Естественно, всё это – всего лишь один из возможных сценариев развития событий: Сависаар – слишком опытный и умный политик, чтобы его можно было так просто раскусить. Он может позволить другим над собой смеяться, он сам будет провоцировать смех, усыпляющий бдительность своих противников, но кто посмеется последним – об этом говорить пока рано.
Начинание Сависаара живет и побеждает
Конечно, иным избирателям совсем надоело то, что кое-кто до сих пор без ложного стыда берет машины для родственников в лизинг и компенсирует расходы из бюджета. Что преступник может, едва выйдя из тюрьмы, вернуться на теплое чиновничье место. Что парламент узаконил подсадных уток на выборах. Что на дырявых столичных дорогах у автомобиля ломается ось, потому что деньги тратятся не на дороги, а на огромную пропагандистскую машину Центристской партии и редко ходящий бесплатный общественный транспорт.
Что у нас есть инвалиды, еле сводящие концы с концами, – и инвалиды государственного значения, ветераны партии с особыми заслугами, и что выделяемые этим людям блага неизмеримо больше, чем были блага партийных и военных ветеранов в СССР, героев Советского Союза. Что к одним лейб-медики выстраиваются в очередь, а другие должны стоять в очереди к врачу по многу месяцев. Однако остается впечатление, что люди, которых всё это злит, голосовать не пойдут – они уже убедились в том, что их голоса никакой роли не играют.
Что же делать? Эстонцы – мирные люди, им есть чем заняться и без того, чтобы протестовать на улицах. В худшем случае народ выплеснет злость на форумах или снова начнет петь, чтобы стать свободным, но и против этого есть прием: даже наши певческие праздники отождествляются теперь с нацизмом, причем делается это в работающих за счет эстонского налогоплательщика СМИ, от Таллиннского ТВ до «Сирпа», так что какой-нибудь особенно подозрительный гражданин может вообще решить, что это госзаказ.
Однако начинание Сависаара живет и побеждает (так или иначе). Если дневная «Актуальная камера» начинается с Сависаара и им же довольно долго продолжается, это что-то да значит. Он даже свое увечье умело использовал как оружие – риторическое, чтобы положить тех, кто задает ему вопросы, на лопатки. Естественно, не совсем так, как в любимой детской книжке «Остров сокровищ», в переносном значении, так что вряд ли кто-нибудь обидится на небольшую ностальгическую цитату:
«Джон с глухим возгласом ухватился за дерево и изо всей силы: метнул свой тяжелый костыль в Тома. Удар пришелся в спину между лопатками и оказался настолько силен, что бедняга Том, взмахнув руками, рухнул на землю, как сноп... Судя по силе удара, можно было предположить, что у него сломан позвоночник... Сильвер с обезьяньей быстротой подскочил к Тому на одной ноге и дважды по самую рукоятку всадил нож в его беззащитно распростертое тело».
Перевод с эстонского.