Cообщи

Соцдемы и русский избиратель: Осиновский переоценивает свои силы? (8)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Евгений Осиновский.
Евгений Осиновский. Фото: Teet Malsroos/Õhtuleht

Комментаторы считают, что социал-демократам на этих местных выборах надеяться особо не на что – по крайней мере пока. Одни говорят, что кампания соцдемов сводится к лозунгу «Все плохие, а мы будем хорошими», другие – что русского избирателя они смогут привлечь «только враньем».

На прошлой неделе глава Социал-демократической партии Евгений Осиновский, комментируя «список Сависаара», среди прочего сказал:

«Я вошел в политику в 2011 году. Тогда я сосредоточился на теме объединения эстонской и русской общин, на вопросах «всеми любимой» интеграции. Я углубленно занимался этой темой как в Рийгикогу, на посту министра образования, так и в нынешней должности. На всех выборах баллотировался в Ида-Вирумаа... Я мечтал, что все крупные партии Эстонии начнут серьезнее относиться к политическим интересам русскоговорящих...

Соцдемы поставили перед собой цель – предложить более образованному и молодому избирателю альтернативу Центристской партии, и нам это удалось. Начиная с 2012 года вне зависимости от того, были мы в правительстве и или нет, наша поддержка среди русских стабильно превышала десять процентов. Мы – единственная партия, поддержка которой среди эстонцев и среди русских практически одинакова».

Насколько реально соцдемам привлечь русского избирателя на предстоящих местных выборах? По словам политолога Тыниса Саартса, согласно опросам за соцдемов голосуют около десяти процентов русских избирателей. «80-90 процентов голосует за центристов, больше почти ничего и не остается, – продолжает Саартс. – Эта поддержка особо не растет и не падает. Подчеркну: десять процентов – это больше, чем у всех других партий, за исключением Центристской».

«До сих пор у соцдемов было два громких, так сказать, спикера, – комментирует ситуацию для портала Rus.Postimees медиа-эксперт Виталий Белобровцев. – С одной стороны, Свен Миксер, который в основном бодается с IRL и пытается объяснить народу, что представляет собой эта, по его мнению, умирающая партия. С другой – Евгений Осиновский, который был погружен в свои министерские проблемы и только сейчас начинает заниматься предвыборной пропагандой.

В выступлениях Райнера Вакра, который назначен первым номером и претендентом на пост городского главы, он все время, как бы это сказать... пользуется моментом. То про серебристую иву что-то говорит, то про что-то еще. Я не вижу в этом перспективы. Постоянно говорить, что эти не умеют и те не тянут, можно, но – ты скажи, что ты сам умеешь? Этого пока внятно не прозвучало».

Если на уровне партийного истеблишмента соцдемов идет борьба на уровне правительства, на местном уровне ничего конкретного нет, считает Белобровцев. Мессидж соцдемов можно свести к словами «Все плохие, а мы будем хорошими», не более.

Кроме того, Белобровцев считает, что Осиновский где-то выдает желаемое за действительное: «Да, на прошлых парламентских выборах соцдемы и правда пытались привлечь русских избирателей, но, если я верно помню, сделали вывод, что взамен утрачивают сколько-то избирателей эстонских, – и попытки прекратили. Что они сделают сегодня – сказать сложно. Ну да, Осиновский все время баллотируется в Ида-Вирумаа, но Ида-Вирумаа от этого ни жарко ни холодно. Внятной программы сейчас нет ни у кого, а у соцдемов – тем более. Правда, время еще есть. Посмотрим. Пока слова Осиновского про русского избирателя не поддержаны конкретными действиями».

Журналист Сергей Степанов говорит о положении соцдемов на местной политической сцене применительно к Нарве:

«Если смотреть на прошлые выборы, соцдемы получили хороший результат благодаря Осиновскому и его участию в выборах, но думаю, на нынешних местных выборах шансов у них меньше. Во-первых, они не идут партийным списком, а значит, шансов уже меньше. Во-вторых, да, это будет избирательный союз, в котором первым номером будет Катри Райк – и я верю, что она выступит на этих выборах успешно, но это не касается партии в целом. К сожалению, социал-демократы за четыре года растратили всё то, что им удалось собрать за предвыборный период.

Четыре года назад Социал-демократическая партия совершила серьезные ошибки. В тогдашнем списке было достаточно известных в Нарве персонажей – не членов партии, и случилось то, от чего соцдемов предостерегали: после выборов эти люди моментально заявили о создании отдельной фракции. Вот и получилось, что большой коллектив разделился на две фракции и растворился в горсобрании. Голоса соцдемов особенно слышно не было – не считая единиц вроде Юри Рауда и Антса Кутти. Как соцдемам удастся вернуть доверие избирателей в этом сезоне – пока сказать сложно.

Думаю, они будут строить избирательную кампанию на персоне Катри Райк. Ей и правда есть что сказать нарвитянам – и есть что показать: позади у нее отстроенный с нуля Нарвский колледж Тартуского университета, впереди – строительство другого колледжа, Академии внутренней защиты.

Если честно, заигрывание с избирателем на национальном поле – это в эстонской политике настолько уже средневековье... Давайте лучше думать о насущных проблемах людей! Тем более, что впереди у нас “коммунальные” выборы. И это касается далеко не только соцдемов».

Театральный и кинокритик Борис Тух в отношении соцдемов достаточно резок: «Русского избирателя они могут привлечь только враньем! Соцдемы никогда ничего не делали для русских избирателей. Сам Осиновский, когда был министром образования, ничего не сделал для того, чтобы сохранить русские школы – только заказал за большие деньги исследование, пришедшее к выводу, что русским гимназиям трудно переходить на эстонский язык, но об этом можно было догадаться и без всякого исследования. Будучи в коалиции с реформистами и IRL, соцдемы, насколько я помню, всегда одобряли их решения. Еще у них есть такая фишка: когда кто-то другой чего-то добивается, они говорят, что всегда об этом твердили. На самом деле они ничего не делали – и говорили тоже очень мало».

Наверх