Государство взялось за преподавателей вузов

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
По словам проректора по науке Эстонского аграрного университета Анны Луйк, в последние годы на должности преподавателей и научных сотрудников избирались только соответствующие квалификационным требованиям люди. При этом в университете еще имеются и не соответствующие требованиям преподаватели и научные сотрудники.
По словам проректора по науке Эстонского аграрного университета Анны Луйк, в последние годы на должности преподавателей и научных сотрудников избирались только соответствующие квалификационным требованиям люди. При этом в университете еще имеются и не соответствующие требованиям преподаватели и научные сотрудники. Фото: Маргус Ансу

По данным образовательной инфосистемы Eesti Hariduse Infosüsteem, десятки преподавателей университетов по состоянию на начало прошлого года не имели необходимых ученых степеней, при этом значительное число научных сотрудников также не соответствовало квалификационным требованиям.

Postimees решил изучить, соответствуют ли истине данные, представленные Гуннаром Вахтом, руководителем Эстонского центра ENIC/NARIC — Центр академического признания и мобильности.

Учреждение составило соответствующий обзор еще в начале прошлого года, однако Postimees узнал о наличии списка после того, когда руководитель отдела персонала Таллиннского технического университета (ТТУ) в конце марта направил в Министерство образования просьбу отправить этот список ему для ознакомления.

Неверные данные
Теперь выяснилось, что часть университетов по ошибке ввело в образовательную информационную систему неверные данные о своих преподавателях.

Стало известно, что в крупнейших университетах страны имелось и, видимо, имеется и в настоящее время определенное количество преподавателей и научных сотрудников, которые из-за недостаточной академической подготовки не должны иметь права выполнять такую работу.

В 2009-2012 годах Министерство образования должно провести переходную аттестацию учебных программ всех высших учебных заведений. Помимо анализа программ и будет выявлено, соответствует ли необходимым требованиям квалификация преподавателей.

Вахт признался, что, по данным проведенного им анализа, в лучшем положении оказались прикладные и частные вузы: «В общественно-правовых университетах оказалось действительно больше преподавателей, не соответствующих требованиям квалификации».

По мнению Вахта, в высших школах не может быть компромиссов в отношении недостаточной квалификации преподавательского состава. «Вместе с тем почти во всех общественно-правовых университетах и прикладных вузах был один, двое, трое таких преподавателей», — отметил он.

Более хорошее положение в частных вузах Вахт объяснил тем, что они находятся в сфере повышенного внимания чиновников от образования.

У научных сотрудников должна быть ученая степень, но у многих из них, по словам Вахта, имеется лишь дип­­лом специалиста советских времен или же степень бакалавра, полученная до перехода на нынешнюю систему высшего образования 3+2 (три года в бакалавриате и два года в магистратуре). Хотя этот диплом и провозгласили соответствующим степени магистра, однако, по словам руководителя центра ENIC/NARIC, речь все же не может идти о научной степени магистра.

Исключение для творцов
По словам проректора по науке Эстонского аграрного университета (EMÜ) Анне Луйк, на должности преподавателей и научных сотрудников, по крайней мере, в последние годы, назначались только те, кто соответствует квалификационным требованиям.

Вместе с тем академический секретарь EMÜ Леа Микхельсон признала, что данные ENIC/NARIC, вероятно, соответствуют действительности: в прошлом году в университете был один не имеющий научной степени преподаватель и 11 научных сотрудников.

Она пояснила, что, видимо, прежде на должность научного сотрудника избирались лица с советскими дип­­ломами специалиста, но, как правило, им больше не разрешают баллотироваться на эти должности.
Единственный преподаватель, не имеющий достаточной квалификации, работает в отделении ландшафтной архитектуры. Микхельсон объяснила его пребывание на академической должности тем, что у него большой творческий потенциал.

По данным Postimees, речь идет о профессоре отделения ландшафтной архитектуры Фридрихе Кулманне, преподающем теорию ландшафтной архитектуры и ландшафтного дизайна.

Закон действительно позволяет в порядке исключения преподавать на художественных специальностях в качестве доцентов или профессоров лицам, не имеющим докторской степени, но которые являются признанными в творческой сфере. Вместе с тем руководитель центра ENIC/NARIC Вахт признает, что критерии «признания в творческой сфере» не обозначены ни в одном из правовых актов.

По словам проректора по науке ТТУ Эркки Труве, имеющиеся на сегодня данные датируются 21 января прош­­­­­лого года. «Тогда введение данных о преподавателях ТТУ еще не было завершено, и в результате в пробном отчете полно ошибок», — уверяет он.
В настоящее время, по словам Труве, данные о преподавателях корректным образом введены в систему. Он подтвердил, что квалификация работающих в университете преподавателей на сто процентов соответствует требованиям.

При этом Труве признал, что среди научных сотрудников имеется целый ряд таких, кто имеет либо степень магистра или же диплом специалиста, полученный по системе образования Советского Союза. «Они участвуют во всевозможных научных проектах, и большинство из них является сейчас докторантами ТТУ», — пояснил он.

В связи с принятием поправки к Закону об организации научной деятельности со следующего года такие док­­­торанты смогут носить звание младших научных сотрудников.

По словам заведующего отделом высшего образования Министерства образования Марта Лайдметса, в информационную систему Ees­­ti Hariduse Infosüsteem (EHIS) действительно введены ошибочные и/или неполные данные, но это было сделано самими университетами. «Сейчас мы вместе с университетами занимаемся проверкой данных», — сообщил он.
К следующему году во всех университетах и прикладных вузах переходная аттестация должна быть завершена и уже до наступления осени некоторые из нынешних частных или прикладных вузов получат уведомление, которое обяжет их прекратить деятельность.

Быстрый запрос в центр
Представленные информационной системой EHIS прошлогодние данные относительно Тартуского университета, по словам главного специалиста по качеству обу­­­чения Маргит Раудсепп, не очень соответствовали действительности.

«Вместе с тем в ходе переходной аттестации выяснилось, что квалификация некоторых преподавателей на творческих специальностях Вильяндиской академии культуры ТУ не соответствовала их должностям», — призналась она.

Всего, по оценке Раудсепп, таких преподавателей было четыре-пять человек, вдобавок квалификация одного преподавателя Пярнуского колледжа ТУ не соответствовала занимаемой должности. Главный специалист отметила, что не имеющие должной квалификации преподаватели больше не работают на академических должностях в академии культуры.

Центр ENIC/NARIC всполошил вузы
Согласно представленным Эстонскому центру ENIC/NARIC данным о преподавателях, в начале прошлого года число преподавателей, не имевших предусмотренной квалификации составляло:

• в Тартуском университете (ТУ) — 21
• в Таллиннском техническом университете (ТТУ) — 7
• в Таллиннском университете (ТлУ) — 5
• в Эстонском аграрном университете (EMÜ) — 1

В случае если люди преподают на творческих специальностях и являются признанными творческими деятелями, они могут работать в качестве доцентов или профессоров по художественным специальностям. При этом центр ENIC/NARIC не является компетентным для оценивания их признания, поскольку правовые акты не устанавливают критериев для «признанных творческих деятелей». Вот такое количество доцентов не имело док­торской степени или соответствующей ей квалификации:

• ТлУ -16
• ТУ — 9
• ТТУ — 2
• EMÜ — 0

Вдобавок к этому университеты представили данные о квалификации научных сотрудников и старших научных сотрудников. Согласно Закону об организации научной работы (TAKS), научный сотрудник должен обладать ученой степенью Эстонии или соответствующей ей квалификацией иного государства, старший и ведущий научный сотрудник должен иметь докторскую степень или соответствующую ей квалификацию. У следующего числа научных сотрудников, по данным ENIC/NARIC, требуемая квалификация отсутствовала:

• ТТУ — 33
• ТлУ — 14
• EMÜ — 11
• ТУ — 4
Источник: Министерство образования и науки

Ключевые слова

Наверх