Кого зеленые надеются привлечь своей идеей о гражданской зарплате для тысячи случайно избранных таллиннцев? Журналист портала Rus.Postimees Николай Караев недоумевает.
Реплика. Гражданская зарплата для избранных: будут бить, возможно, ногами (5)
Со смешанными чувствами прочел я на днях об инициативе зеленых, которые идут на местные выборы в Таллинне с оригинальной идеей: гражданская зарплата, «то, о чем так долго говорили большевики», но не для всех, а для избранных счастливцев.
По словам члена правления партии Каспара Курве, проект предусматривает «выплату в течение четырех лет тысяче лиц ежемесячно по 400 евро зарплаты гражданина», на что надо, как несложно посчитать, 4,8 миллиона евро в год.
То есть, подождите, это чисто вот гражданская зарплата. А социальный налог с нее платиться не будет? Насколько я понимаю, смысл гражданской зарплаты все-таки в том, чтобы человек получал минимально необходимый для жизни доход, на который, пусть и стиснув зубы, можно существовать. И если внутри этого дохода не предусмотрена пусть минимальное, но лечение... Или 33 процента сидят внутри этих 400 евро? Или надо на 4,8 миллиона накрутить еще полтора? Непонятно.
Но это мелочи, конечно. Интереснее сама идея. Я понимаю, что она утопическая по определению. Я понимаю – думаю, зеленые тоже в курсе, – что их партия вряд ли займет такое положение в таллиннском горсобрании, чтобы эта идея стала чем-то больше пустых слов. Хотя – чем черт не шутит. И я понимаю, что идея – не реализация гражданской зарплаты как таковой, а, как любят говорить, «пилотный проект», исследование с целью выяснить (обожаю это словечко) паттерны поведения.
Сообщается также, что «получатели зарплаты гражданина будут выбраны в ходе лотереи».
Надо ли это понимать так, что зеленые надеются привлечь этой идеей избирателя?
Ну то есть – я не знаю, может, я не очень типичный житель Таллинна и Эстонии. Но мне представляется, что все эти розыгрыши, в которых на каждом углу предлагают поучаствовать коммерческие компании – «купи два ершика для унитаза, заполни купон и выиграй отдых на Багамах» – мало кого привлекают в принципе. И ершик для унитаза люди берут, не облизываясь на Багамы, а из иных, сугубо практических соображений.
Зеленые, по сути, предлагают нечто очень похожее. Замаскированное, да, под «исследование», но по сути это давно устаревший маркетинговый прием. Который счастья им, я опасаюсь, не принесет.
Начать с того, что даже если вы верите в Деда Мороза и выигрыши в лотерею, зарплата – гражданина. Неграждане, надо думать, в лотерее не участвуют. По крайней мере, зеленые не сочли нужным как-то этот момент прояснить.
Далее, что это за лотерея такая – и где гарантия, что она будет проводиться честно? Я знаю, что такое презумпция невиновности, но я в курсе и того, что людям у власти и с доступом к ресурсам, доверять просто так, без гарантий, нельзя – альтруистов мало, а коррупция повсеместна. Где, повторю, гарантия того, что среди тысячи избранных не окажутся в основном друзья, родственники, друзья родственников, родственники друзей, друзья родственников друзей и родственники друзей родственников, как вы уже догадались, зеленых?
Но и это ладно. Хуже всего – то, что идея гражданской зарплаты, по сути своей эгалитарная, призванная сделать людей более равными, в зеленом изводе превращается в элитарную: избранная кто попало в промышленном количестве тысячи человек будет четыре года наслаждаться деньгами за просто так. Пилотный, говорите, проект? Может, в более богатых странах он и прокатил бы, а в беднейшей Эстонии, я боюсь, счастливцев могут начать отлавливать и бить. Возможно, ногами. Народный гнев в отношении халявщиков – страшная штука. Так что людям придется таиться. В том числе и утаивать «нетрудовые». Не дай боже, заподозрят в повышении уровня жизни по непонятной причине...
Всё это, в общем, в значительной степени заранее обесценивает результаты эксперимента. Одно дело – когда тебя избрали в ходе лотереи и таких, как ты, в городе жалкая четверть процента; другое – если гражданскую зарплату и правда получают все. Паттерны, знаете ли, будут существенно разниться (я не говорю о том, что при таком впрыске халявных денег в экономику может начаться инфляция). Ну и потом – представьте, что через четыре года эксперимент будет признан неудачным. Или удачным, но у Эстонии не будет денег платить по 400 евро всем ежемесячно. Кто вернет в бюджет города почти пять миллионов? Пушкин? Или, может, Таммсааре? Или господин Курве со товарищи?..
Нет, что ни говорите, на редкость удачная идея посетила светлые головы зеленых. На редкость. Такая привлекательная, что даже кушать невозможно.