Пропаганда в школах: а кто будет оценивать нейтральность?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Игорь Калакаускас.
Игорь Калакаускас. Фото: Виктор Вестеринен/NELJAS

«Желание школы сделать выборы ближе к молодежи и разъяснять принципы функционирования государства весьма приветствуется». Именно с этой фразы начинаются опубликованные недавно на сайте Министерства образования «Принципы обеспечения нейтральности образовательного учреждения». Звучит немного пафосно, но лично у меня не вызывает особого желания реализовывать на практике эту благородную идею, ибо все дальнейшие пояснения ставят руководство школы в крайне уязвимую позицию.

Принятое эстонским парламентом решение допустить для участия в муниципальных выборах 16-летних подростков мне никогда не казалось разумным. Это выглядит слабо продуманным социальным экспериментом, результат которого на данный момент невозможно просчитать. Совершенно понятно, что политикам очень хочется прощупать новый электоральный слой и выловить своих сторонников среди неокрепших умов.

Если учесть, что значительная часть целевой группы «16-17» проводит около половины своего времени в образовательных учреждениях, то было бы наивным предполагать, что эти учреждения не окажутся в зоне повышенного внимания политических партий. У меня есть не самый позитивный опыт организации в школе самых разных мероприятий в предвыборный период и могу с уверенностью сказать, что при желании обвинить школу в нарушении нейтральности можно без особых усилий.

Представить себе, что после уроков молодежь останется на встречу с представителями партий и объединений, участвующими в муниципальных выборах, можно. Но всем будет жаль потраченных усилий, поскольку количество публики будет стремиться к нулю – остается только урочное время. Не вижу большой трагедии в том, что во время урока истории или обществоведения такая встреча состоится. Правда, это уже вступает в противоречие с одним из пунктов опубликованного воззвания, где строго запрещено использовать как урочное время, так и перемены между уроками.

Повис также вопрос, кто будет отслеживать по хронометру продолжительность выступлений и оценивать соответствие мероприятия названным выше принципам обеспечения нейтральности. И что делать с самим фактом, что позиция людей редко бывает нейтральной, в том числе, и в оценке этой самой нейтральности.

Иными словами, предложенные Министерством образования принципы являют собой превентивные меры, попыткой направить неизбежную накануне выборов политизацию школ в разумное русло. Попытка, вне всякого сомнения, благородная. Но в эффективность затеи я не очень верю. Ибо предугадать векторы агитационной деятельности стремящихся к власти кандидатов сейчас не представляется возможным.

Нам всем предстоит осознать новые реалии, в которых оказалось общество после электорального расширения. Предсказать сейчас последствия этого решения очень трудно. Не склонен считать, что итоги выборов стали более непредсказуемы, но метания чиновников показывают отсутствие понимания ситуации. В свое время не сильно задумавшись о разумности втягивания молодежи в политическую жизнь, теперь мы пытаемся изобразить обеспокоеность и дать советы, следование которым становится еще более рискованным.

Поэтому самым правильным на данный момент я считаю полный запрет на визиты и выступления политиков в школе в любом виде. Ксати, это один из тех вариантов, который предлагается в принципах обеспечения нейтральности образовательного учреждения. 

Комментарии
Copy
Наверх