Рауль Ребане: избавимся ли мы от "старого, больного" Сависаара? (4)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Эдгар Сависаар в студии Postimees.
Эдгар Сависаар в студии Postimees. Фото: Erik Prozes

Эдгара Сависаара рано списывать со счетов – для своих избирателей он прежде всего мифический герой, а не человек из плоти и крови, считает медиа-эксперт Рауль Ребане.

В основе этого текста – убежденность в том, что создание списка Сависаара для местных выборов – это не «упрямство и месть старого больного человека», как нам то и дело пытаются внушить. Нет, это логичное продолжение идеологии последних десятилетий и важное событие в современной политике ЭР.

Бэкграунд

Начало цепи событий и необходимость создания списка создала партия IRL. Распад коалиции в ноябре прошлого года основательно изменил идеологию IRL, ядром которой было «на одном поле с центристами не садимся», особенно после «бронзовой ночи».

Перейдя Рубикон, IRL потеряла и свою миссию, и свои голоса, при этом существенно изменив ситуацию в стране – потому что радикально изменилась позиция Центристской партии. Из партии, от которой все требуют ответов, она стала коалиционной партией, которая сама дает ответы, и общественность стала просить ее разъяснить вопросы обороны, внешней политики, коррупции и ситуации в Таллинне.

Руководство партии постоянно попадало в ситуацию, когда приходилось лавировать на границе этики и за ней, чтобы учитывать коалиционные договоренности и кое-что другое.

Это «кое-что другое», все время влияющее на ответы, – золотой фонд партии, голоса русскоязычных избирателей. Насколько велик этот резерв? Вот простая арифметика, касающаяся местных выборов 2009 и 2013 года: только центристы и только Таллинн.

Итоги выборов удивительно похожи. В 2009 году за ЦП было подано 114 013 голосов, четыре года спустя – 115 101 голос, разница – меньше процента. Тот и другой результат вылились в единовластие ЦП в Таллинне.

За Эдгара Сависаара в Ласнамяэ голосовало тоже почти одинаковое число избирателей: 38 974 и 39 979. В 2013-м за эстоноязычных кандидатов в Таллинне было подано на 4000 голосов меньше, чем в 2009-м, а за русскоязычных – на 3000 больше. Бросается в глаза то, что в Ласнамяэ эстоноязычные кандидаты ЦП, кроме Сависаара, получили голосов не больше, а меньше на тысячу, что составляет от 44 969 голосов два процента.

Еще несколько любопытных фактов. В 2009 году кандидатами от ЦП в Таллинне было около сорока звезд, они собрали в сумме 2100 голосов, то есть два процента. В 2013-м около двадцати звезд собрали 1600 голосов, то есть полтора процента. Скажем, Арво Хауг – 20 голосов, Диана Клас – 38, Рихо Рыымус – 26, Андрес Опер – 53, Хендрик Норман – 46, Марью Куут – 10, Кайе Кырб – 97, Тони Саль-Саллер – три и так далее. Иначе говоря, известность и заслуги на урожай голосов в Таллинне не влияют.

Не добавляет голосов и мелькание в эстоноязычных СМИ. Партийный телеканал Tallinna TV освещает деятельность своих как может, но голосов больше не становится. Вот герои еженедельных передач, идущих в праймтайм: в 2013 году Урми Рейнде получила 58 голосов, Март Уммелас – 68, тогдашний шеф ТВ Тоомас Лепп – 25. Отсюда ясно, что большая часть культурной элиты Эстонии в центристском сегменте на выборах ценна так же, как пять процентов Эдгара Сависаара!

Цифры доказывают, что на выборах в Таллинне по меньшей мере 80 процентов русскоязычных голосов идут центристам, из них одному Сависаару – 35 процентов, и это при участии в одном районе. Каким был бы его урожай в общем списке – я не представляю, но, видимо, в районе 70-80 тысяч голосов. Один человек пользовался в столице беспрецедентной поддержкой и практически центральноазиатским доверием. Это и есть самое крупное достояние партии, деньги в банке, пин-код к которым знает Сависаар.

О причинах успеха

Надеюсь, никто не считает, что столь массивную поддержку одной группы населения обеспечивает бесплатный общественный транспорт, отличные дороги и качественный быт.

Причину следует искать куда глубже и дальше, в конфликте Востока и Запада. Вскоре после восстановления независимости большая часть населения ЭР решила, что страна – часть Запада и Европы, и моментально появилась проблема.

Слова Сэмюэля Хантингтона «Прибалтика – это точка столкновения цивилизаций» более чем подтвердились: национальный состав населения часто определял различные мировоззрения. Впрочем, термин «цивилизация» сплошь и рядом употребляется сегодня в России, где говорят о восточной, православной и даже русской цивилизации.

Именно в этой точке Эдгар Сависаар и нашел возможности для созданной им партии – и мощный ресурс голосов. После того, как в начале 2000-х поддержка эстоноязычных избирателей уменьшилась, Сависаар позиционировал себя и свою партию как представителя и защитника восточного направления. Он вместе с Якуниным начал строить храм в Ласнамяэ, постоянно ездил в Москву, вел себя по образцу восточных лидеров, выстроил в Таллинне отдельное от государства образование со своей системой СМИ и силовой структурой и каждым шагом давал понять, что идет в другом направлении.

После «бронзовой ночи» он превратился для своих избирателей из политика в мифический символ, а это особое и мощное психологическое состояние. Для очень многих он таков и сегодня, всего неделю назад журналист русскоязычного Postimees Николай Караев сравнил Сависаара с Черчиллем...

О списке и замешательстве

Сказанное выше должно убеждать нас в том, что возникновение списка Сависаара было логичным и даже неизбежным. Не создать такой список – значит предать доверие большинства своих избирателей: восточный интерес нуждается в защите. Ниоткуда больше Сависаар поддержки не получит, число людей, которые считают его единоличным «свободоносцем», постоянно уменьшается и уже практически ничтожно.

Платформа нынешней борьбы Сависаара та же, что и раньше, – миф среди русскоязычных избирателей. Насколько этот миф силен – еще вопрос. Если все еще силен, нынешнему руководству ЦП придется несладко. Представим себе, что Эдгар Сависаар и Яанус Карилайд позовут народ Ласнамяэ идти за ними. За кем пойдут люди?

Это тоже причина, по которой сопартийцы по теме Сависаара как в рот воды набрали, хвалят его большие заслуги перед Таллинном и платят ему зарплату как советнику по истории. Как дурно выглядит эта сюрреалистическая комбинаторика со стороны – им кажется неважным.

В теории коммуникаций есть элементарная истина: миф невозможно исправить, его можно только заместить, то есть нужно предложить взамен новую мощную историю. Заместить чем-либо историю Сависаара не слишком-то легко. Не будь его, Михаил Кылварт и Мария Юферева – его логичные партийные наследники – подмели бы голоса в Ласнамяэ подчистую, а с ним уверенным в этом быть нельзя. Бедный избиратель должен додумываться: почему наш идол не в одном ряду с другими центристами – и почему эти другие больше не выполняют сависааровских распоряжений?

Колода может перетасоваться

Надежда избавиться от Сависаара – он же старый, больной и коррумпированный! – может и не осуществиться, потому что на выборах выбирают не человека, там выбирают миф. На целевую группу Сависаара его страдания в судах могут вообще никак не действовать, наоборот, останется впечатление, что власть хочет устранить безвинного героя. Всё это может даже помочь созданию ореола мученика. Да и обвинения в коррупции для многих – ничего особенного, ведь часть избирателей убеждена в том, что нормальный политик – это коррумпированный политик, да и с чего ему жить, если не воровать? В этом пункте, в создании имиджа политика, телевлияние восточного соседа чувствуется особенно.

Так что есть перспектива, если ничего не изменится, центристы могут в середине октября остаться без большой части голосов. С другой стороны, часть активных сторонников Сависаара (Лооне, Ленк, Тоом, Эрнитс и другие), которые годами тратили на его восхваление немало сил и эфирного времени, перебежали на другую сторону. Ввиду расхождений во взглядах или потому, что жить как-то надо, – покажет время.

В итоге за два месяца до выборов ситуация запутаннее, чем раньше. Какой-то новый фактор (отказ, объединение, болезнь) может полностью перетасовать колоду. Ясно только то, что создание списка Сависаара – это прежде всего мощный мессидж: своих не бросают. Кто эти свои в списке, сегодня неизвестно, но, надо думать, такого парада эстонской культуры, как в 2009 и 2013 годах, не будет.

Дело осложняется тем, что во вновь явленном выборе между Западом и Востоком ясности нет тоже. В постсависааровской Центристской партии из каждого угла идут свои сигналы, и под пеплом тлеет огонь. Кажется, большой темой становится фиксирование статуса русского языка в Эстонии.

Если непростые времена чему и учат, так это тому, что другие партии могли бы подождать с большими шагами и дать центристам пройти хоть через одни выборы, чтобы понять, в чьих руках в этой партии настоящая власть.

Перевод с эстонского.

Наверх