Cообщи

Михаил Лотман: готов ли Белый дом пожертвовать миллионами корейцев? (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Южнокорейский спецназовец разбивает бутылки рукой. Иллюстративное фото.
Южнокорейский спецназовец разбивает бутылки рукой. Иллюстративное фото. Фото: SCANPIX

Нас почти не должно волновать, что происходит в голове Ким Чен Ына, а вот то, какие планы лелеет президент США и как он намерен их осуществлять, касается нас всех, пишет в своем блоге профессор семиотики Таллиннского университета, член партии IRL Михаил Лотман.

Напряжение на Корейском полуострове опасно растет. Безумный Ким III не видит иной возможности улучшить катастрофическое положение своего народа помимо форсированной милитаризации. Но это лекарство, как обычно, опаснее болезни. Кроме того, военизированное общество закономерно приходит к войне, а Ким, видимо, уже смирился с тем, что его страну ждет крах, и хочет, чтобы этот крах оглушил всех вокруг.

Ядерный арсенал Северной Кореи и неимоверная армия (около 6,5 миллионов солдат, то есть половина мужского населения) представляют большую, пусть и региональную угрозу.

И все-таки воинственной риторики тут больше, чем реальных военных планов. Увы, президент США Дональд Трамп устроил с Кимом вербальную дуэль, как равный с равным, и оба лидера выразили готовность уничтожить режим противника. Это ровно то, чего хотел Ким.

Последствия таких словесных битв могут быть непредсказуемы, ситуация рискует и правда выйти из-под контроля. Конечно, в США президент – не диктатор, а министр обороны Джеймс Мэттис по прозвищу «Бешеный пес» говорит спокойнее, чем Трамп и даже госсекретарь Рекс Тиллерсон: приоритет Америки – дипломатическое решение конфликта, но нельзя исключать и военной операции. И раньше замечали, что политики из числа военных куда более осторожны в словах и делах, чем в жизни не нюхавшие пороху гражданские.

Нас почти не должно волновать, что происходит в голове Ким Чен Ына, а вот то, какие планы лелеет президент США и как он намерен их осуществлять, касается нас всех. На фоне столь радикальной риторики контрастно проступает то, что США готовы к этой войне весьма плохо (даже авианосцы не находятся в непосредственной близости; сравните подготовку к обеим войнам в Ираке).

Победа достанется тяжелой ценой

ВВС и баллистические ракеты США могут легко уничтожить большую часть военной мощи Северной Кореи, но какой ценой? Цена может оказаться непредвиденно высока, причем расплачиваться придется жителям Южной Кореи.

Основная опасность – это не ядерное оружие Северной Кореи, а ее артиллерия. У КНДР на вооружении – до 80 тысяч артиллерийских орудий, у части из них максимальная дальность выстрела – до 70 километров, но реально они едва покрывают 40-километровую зону.

Следует, однако, помнить о том, что Сеул расположен в 24 километрах от границы. По оценке экспертов, достаточно одного залпа, чтобы смести город со всем его населением с лица земли. В этом регионе живут около 15 миллионов человек, и их гибель была бы слишком большой ценой за упражнения в риторике.

Даже при самом оптимистическом для Америки и Южной Кореи сценарии – северокорейские войска уничтожены, Ким отстранен от власти и ликвидирован, счастливый конец (?) – из этих расчетов выпадает 25-миллионное население Северной Кореи (даже если в ходе войны оно уменьшится до 24 миллионов). В основном это голодные фанатики.

Болезненный опыт войны в Ираке должен настораживать: удача на поле боя не принесла искомых результатов. Врагами считались только военные и силовые структуры, реакция населения попросту не учитывалась.

Что касается Северной Кореи, хотя об этом и не говорят, столь большая демографическая нагрузка даже для столь успешного государства, как Южная Корея, будет не по силам. Не горит желанием брать эту ношу и Китай; призыв его лидера Си Цзиньпиня к взаимной сдержанности сегодня – один из наиболее разумных на международной арене.

У меня, однако, есть скверное чувство: в Белом доме гуманитарные проблемы Корейского полуострова мало кого заботят. 15 миллионов южных и 25 миллионов северных корейцев заслуживают того, чтобы о них подумали прежде, чем бряцать оружием и плеваться огнем и озлобленностью (простите мне такой перевод «fire and fury», я хотел сохранить аллитерацию).

Перевод с эстонского.

Наверх