Таави Минник: либерал с большой буквы «Л» (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Молодые российские либерал-демократы с главой и основателем партии Владимиром Жириновским.
Молодые российские либерал-демократы с главой и основателем партии Владимиром Жириновским. Фото: Internet

В России либералы - это остатки советской номенклатуры типа Касьянова, технократы и флюгеры типа Навального, а у нас - вообще непонятно кто, пишет журналист Postimees Таави Минник.

Сегодня ситуация с инфовойнами в обществе такова, что их одновременно много и они как воздух – ты и не замечаешь, как его вдыхаешь. Основные, самые базовые средства ведения таких войн – начиная с навешивания ярлыков и заканчивая отсылками к авторитетам – все пущены в ход в позиционной войне эстонских правых и левых – Мадис их знает, как они себя сегодня называют. Эта война напоминает Первую мировую. Время идет, скоро уже Рождество, но одни ни на йоту не приблизились к Парижу, а те – к Берлину. И вновь заметно, что в Эстонии непорядок с определениями. Взять хоть «либерализм» и «либералов».

Во-первых, либерализмов много, например, политический либерализм как идеология, восходящая к Джону Локку, и экономический либерализм, который создал Адам Смит.

Во-вторых, либерализм сегодня означает в Америке одно, а в Европе – совсем другое. В политике США весь либеральный спектр сдвинулся в плохую сторону, либерал – это в принципе социал-демократ (белый воротничок), в то же время классических либералов стали стыдить, обвиняя их в излишней правизне. Американцы автоматически переносят свое понимание вещей на Европу, у нас, когда говорят про США, тоже перенимают эту терминологию, время от времени ее применяют и к нашей ситуации. Потому что так у нас принято.

Сегодняшний политический либерализм обнимает в нынешних демократических странах практически все политические движения, за исключением абсолютных правых и левых радикалов, и словами «либерал» и «либерализм» обозначается черт знает что, начиная с криптокоммунистов и заканчивая исламскими феминистками, которые публично угрожают своим оппонентам отрезать тем половые органы.

Или возьмем полумифических российских либералов, о которых мы время от времени слышим и читаем. Что это за либералы? В одно лукошко складываются остатки советской номенклатуры типа Касьянова, технократы и флюгеры типа Навального, успевшие помаршировать на парадах великорусских шовинистов, помолоть вздор насчет православия и содомитов, позазывать голосовать за коммуняк Зюганова и так далее. Такие же примеры найдутся и в Эстонии – у нас человек, титулуемый либералом, чуть не каждую неделю призывал что-нибудь запретить или кого-нибудь посадить.

С неолиберализмом, которые наши марксисты и образованные круги отождествляют с либерализмом, всё тоже непросто. Когда-то так называли кейнсианство, позднее западные левые авторы именовали так курс Рейгана и Тэтчер, а это – диаметрально противоположная штука. Но и то, и другое – экономические, а не политические понятия. У нас в Эстонии как-то забывают – или просто не знают, – о том, что слова с приставкой «нео-», как правило, обозначают явления, противоположные своим предшественникам.

Перевод с эстонского.

Ключевые слова

Наверх