Благодаря бездействию стражей порядка, воры, терроризирующие местечко Кокора, настолько уверились в себе, что даже не пытаются заметать следы между сушилкой для древесины и своей лачугой, более того, они даже не удосужились собрать болты, отвалившиеся от похищенных вентиляторов.
Шайка воров безнаказанно держит в страхе волость Алатскиви
И воры совершенно правы, поскольку полиция теперь не занимается даже теми кражами, раскрытие которых заключается лишь в оформлении дела. Владелец сушилки все-таки ждет, что полиция прибудет на место, чтобы расследовать кражу, обнаруженную месяц назад. Но полиция не явилась, и недавно еще заметные следы растаяли вместе со снегом.
Другой пострадавший от воров Иво Кулль в прошлом году врезал по зубам одному из предполагаемых членов шайки, за что и был оштрафован на 9500 крон. При этом сами воры дали понять одному из свидетелей, что ему лучше держать язык за зубами.
Многие люди уже не пишут заявлений в полицию, поскольку не видят смысла.По словам местных предпринимателей, делать инвестиции в Кокора — значит, подкармливать воров.
Нынешняя ситуация напоминает историю, случившуюся лет десять назад в соседней с Алатскиви волости Причудья.
В тот раз мужчины из Варнья сами укротили двух местных воров — сначала окунули их в колодец, потом избили и оставили помирать недалеко от деревни в лесу привязав к дереву.
Понятно, что кражи, участившиеся в волостях Причудья, связаны не только с деятельностью одной обосновавшейся в лачуге в Кокора шайки.
Волостной старейшина Алатскиви Анду Тырва регулярно получает жалобы от жителей волости и разочарован бездействием со стороны полиции. «Присутствия полиции в сельской местности явно не чувствуется», — признает Тырва.
Я иду во двор лачуги, где, предположительно, обосновалась шайка воров. Там сидит один из самых юных представителей тамошних обитателей. «Я ничего не знаю, меня ничего не интересует», — отвечает парень. Мать мальчика тоже уверяет, что не знает, кто тут в округе промышляет воровством.
«Ночью я сплю. Я не могу сказать, что мой парень куда-то ходил — он боится. Если он еще раз попадется, тоего тогда посадят».
Но о чем же рассказали те пятеро человек, с которыми я встретился в пятницу в окрестностях Кокора неподалеку волости Пала?
История Андруса Пинтманна
«Давайте начнем прямо отсюда, с обочины дороги — они уволокли стены дровяного сарая, — начинает свой рассказ предприниматель Пинтманн. — С гаражей сняли двери и потом оторвали швеллеры».
Последний раз через окно мастерской вынесли станок по металлу. «Люди видели, как они подъехали сюда от своего дома, погасили фары и остановили машину. К утру дверь была уже взломана», — рассказывает Пинтманн.
Сам он больше заявления в полицию не пишет. «Уголовное дело по первой краже закрыли, — машет он рукой. — Я отремонтировал решетки, но сейчас уже и решетки вывезены на металлолом.
Магазин в Кокора принадлежит моей жене, мы его закрыли, поскольку эта шайка частенько наведывалась в магазин и потом мы же сами были и виноваты в том, что у нас плохие замки, — говорит он. — Я тогда еще сказал на суде, что за спектакль вы здесь устраиваете за счет налогоплательщиков! Виновный еще смеется и изгаляется, глядя в лицо!»
Надо признать, что два вора из Кокора все-таки были наказаны за магазинную кражу, однако за решетку их не отправили. «Если бы от этих заявлений был бы какой-нибудь результат, но ведь его нет. В последнее время магазин взламывают по три раза в месяц», — констатирует Пинтманн.
В Кокора находится и принадлежащий Пинтаманну коровник, относительно которого у хозяина были свои определенные планы, но до тех пор, пока… Сначала с коровника сняли крышу, потом исчезли металлические детали с несущих панелей и они рухнули вниз.
С этим коровником больше делать нечего. «Я бы наладил здесь производство и дал бы нескольким людям работу, но я боюсь», — признается Пинтманн.
История Маргуса Паапса
У председателя сельского общества Кокора есть свой пай в предприятии по переработке древесины Маргапуу, подлежащем ликвидации. Там имеется в штате сторож, но комплекс очень большой, и в результате Паапси был вынужден подать 15 марта заявление в полицию по поводу кражи 16 вентиляторов. Ущерб составляет 20 000 евро.
От сушилки следы вели через калитку к располагавшейся на расстоянии полусотни метров уже упоминавшейся лачуге, где воры якобы живут и скрываются. Тогда Паапси принялся обрывать телефон констебля, который не брал трубку.
«В конце концов я отправил заявление на общий электронный адрес Лыунаской префектуры полиции, и на следующий день после обеда констебль наконец-то взял трубку и пригласил меня на прием».
У констебля Паапси еще раз написал однажды уже отправленное в полицию заявление. Потом Паапси уехал в Финляндию. Когда он еще был там, ему позвонили из полиции с намерением допросить его и сторожа.
«Я сказал, что мы можем поговорить в понедельник, 28 марта, когда я вернусь в Эстонию. Мне пообещали позвонить и приехать в понедельник, но понедельник этот так и не наступил до сих пор», — заявил Паапси.
Вернувшись из Финляндии, Паапси больше не смог связаться с констеблем. «Тогда я опять пришел на пятничный прием, но его на месте не оказалось, — рассказывает Паапси. — Работники волостной управы сказали, что он частенько не появляется.
Потом, наконец, волостной старейшина связался с констеблем, но тот заявил, что находится в отпуске».
Теперь снег на пути от сушилки Паапси до лачуги воришек растаял вместе со следами преступников. «Это асоциальная семья, в которой несколько братьев, — говорит Паапси. — Они орудуют вместе с тремя сводными братьями, которые тоже родом из Кокора».
По имеющимся у Паапса сведениям, один из членов воровской шайки самостоятельно или через знакомых продал в тартуские предприятия по скупке металла огромные объемы металлолома, хотя у него самого за душой нет никакого имущества.
«Он за один только день побывал в четырех разных фирмах», — приводит Паапси лишь один многозначительный факт.
По словам Паапси, часть жителей Кокора воспринимает деятельность воров как стихийное бедствие и не собирается обращаться в полицию с заявлениями.
Паапси утверждает, что у проживающих неподалеку водителей грузовиков неоднократно воровали горючее и аккумуляторы. «Один из них приходил ко мне и предложил собраться кампанией, надеть на головы маски и пойти сломать им руки. Это было предложено совершенно серьезно», — говорит Паапси.
История Айво Кикаса
Из мастерской руководителя предприятия по переработке металла Palmet Айво Кикаса, расположенного в деревне Ассиквере волости Пала, зимой был украден инструмент на общую сумму около 600 евро. Воры захаживали туда и до этого.
«Если у небольшой фирмы каждый раз крадут имущество на 600 евро, через пару лет нам придется закрыть свои двери, — размышляет он. — Я сказал полиции, что снимите распечатки звонков и определите, были ли откуда-нибудь звонки в ночное время или нет. Они ответили, что это встанет так дорого, что не окупится».
Зимой Кикас отправился по следам автомобиля воров в Кокора. «Я сказал полиции, чтобы они приехали и посмотрели на эти следы, а они ответили, что не могут сейчас приехать», — рассказал Кикас. Пока криминальная полиция добиралась до наших мест, снег уже скрыл все следы.
Кикас не обвиняет полицию напрямую — он видит, что полицейские перегружены. «Кажется, что полицию абсолютно не мотивирует задержание воров», — констатирует он.
История Урве и Иво Кулл
Урве Кулл и ее сын Иво есть пустующий дом в районе Кокора, в котором впервые воры побывали в начале прошлого года.
«Я поймал одного парня из этой шайки в деревне и дал ему разок по зубам, — рассказал Иво Кулл. — Тогда этот парень написал заявление в полицию и по соглашению с прокурором я заплатил штраф 9500 крон — иначе пришлось бы платить 18 000 крон и 65 дня заниматься общественно-полезным трудом».
В прошлом месяце в этом же самом доме вновь побывали воры, и Урве Кулл написала очередное заявление. Исчезли все металлические предметы, которые уцелели после первого взлома. Видимо, можно уже особо и не распространятся о том, что предыдущая кража, обернувшаяся штрафом для ее сына, так и осталась нераскрытой.
История Арви Кирикала
Деревоперерабатывающее предприятие Арви Кирикала, расположенное в деревне Пала, несколько недель назад уже могло прекратить свою деятельность, если бы его владелец вечером не обнаружил угнанный у него ворами BMW возле его же собственной мастерской.
«Я преследовал их до Кокора, потом до Алатскиви и далее до Калласте, — делится опытом Кирикал. — Сначала в полиции мне заявили, что в этих местах нет ни одного патруля и они могут записать номер автомобиля, но сейчас задержать воров невозможно. Но когда я добрался до Тартуского уезда, патруль уже оказался поблизости. Под конец я гнал 130 километров в час, и тут же они запретили мне лихачить».
Воры успели прихватить с собой инструменты и дизельное топливо, при этом возле дверей мастерской ими уже были приготовлены к вывозу находившиеся там станки по переработке древесины. «Полиция должна была снова со мной связаться, но до сих пор этого не было сделано, добавил он.
Но сейчас все-таки стало уже известно, что полиция задержала воров в Калласте.
Кражи
• В сельском доме Кристи Куузик, расположенном в деревне Виртсу волости Алатскиви, взломан замок, похищены электромоторы, рабочие инструменты и металл. Куузик несколько раз звонила констеблю, но ответа не получила.
• По сообщению семей Турки и Либлик, в принадлежащие им дома в деревне Тырувере волости Алатскиви зимой было совершено незаконное проникновение и украдены электрические моторы и другие металлические предметы. Хозяева не стали писать заявления в полицию, поскольку не видят в этом смысла.
• В расположенный в деревне Кокра дом, хозяева которого — пожилая чета Месипуу — на зиму уезжает в Тарту, по словам соседей, зимой было совершено незаконное вторжение.
• В хозяйственные постройки предприятия OÜ Mõisamasin, расположенного в деревне Ныва волости Пала, в прошлом году было дважды совершено незаконное проникновение, украдены инструменты и электромоторы. Руководитель фирмы Юлар Куслап подал заявление в полицию и позже получил сообщение о прекращении следствия.
Источник: жители волостей Алатскиви и Пала