Где лечат лучше, и почему в одних больницах умирает больше пациентов, чем в других

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Больница. Иллюстративный снимок.
Больница. Иллюстративный снимок. Фото: Marko Saarm / Sakala

В  связи с недавно опубликованным Больничной кассой (БК) докладом о качестве медицинских услуг разгорелись жаркие споры. Кто-то воспринял эту информацию как то, что те или иные больницы хуже других. Мол, в них чаще умирают люди, поэтому лучше там не лечиться. Другие же ахнули от ситуации в целом: люди после операций мрут тысячами. Шокирует и статистика по очередям: 43% пациентов крупных больниц ждут визита дольше положенного. Доклад подвергся и критике со стороны больниц – по их мнению, картина не столь страшна, как ее малюют, и в данных много недочетов. Несколько больниц даже направили запрос о проверке данных. Как же у нас обстоят дела с медициной на самом деле, разбиралась «МК-Эстония».

Больницы в Эстонии делятся на общие, центральные и региональные (самые крупные). Крупных три – Северо-Эстонская региональная (PERH), Клиника Тартуского университета и Детская больница.

Один из важнейших показателей, по которым аналитики БК оценивали качество лечения, – смертность в течение 30 дней после операции. После ознакомления с внушительной стопкой страниц доклада выходит, что средняя смертность в крупных и центральных больницах – 5%. В общих – в среднем 8%.

Но поражает разрыв между крупными больницами и маленькими в небольших городах. Лидеры рейтинга по смертности – больницы Йыгева, Валга и Вильянди. Недалеко от них ушли и Ида-Вируская центральная больница, и Нарвская больница, и Ляэнеская.

Шквал критики

Во введении к докладу написано: «Важно иметь в виду, что только на основании имеющихся в отчете индикаторов нельзя давать оценки деятельности больниц, поскольку результаты индикаторов зависят от очень многих разных обстоятельств и их взаимодействия».

Однако после опубликования доклада было много критики и возражений со стороны врачей. Например, консультирующий при выборе индикаторов хирургии руководитель клиники хирургии Клиники Тартуского университета Урмас Лепнер сказал, что статистика по смертности после операций в течение 30 дней не может быть корректной.

«Если смертность составляет 12% от общего количества пациентов, то такие больницы нужно закрывать со дня», – заявил он.

А руководитель Йыгеваской больницы парировал в СМИ, что после операции, проведенной в их больнице, не умер ни один пациент.  В докладе же указана смертность в 12%.

Вильяндиская и Валгаская больницы тут же отправили БК отдельный запрос по цифрам, поскольку, например, в Вильяндиской больнице, по их данным, смертность после операций составляет 1,23–1,33 процента, а никак не 10, как утверждается в докладе БК.

Да и доктор Тийт Мерен, который входит в совет индикаторов качества здравоохранения и работает хирургом в области кровеносных сосудов, сказал, что, по его оценке, Больничная касса слишком поторопилась с обнародованием этого доклада. Мол, он не окончательный, но у БК есть календарный план, по которому нужно было общественности его представить, вот и представили сырую работу.

А вице-канцлер Минсоцдел Марис Йессе заявила, что доклад нужно было публиковать вместе с комментариями больниц и врачей: тогда бы было больше пользы.

Многие эксперты отметили, что индикатор смертности очень сложно понять и трактовать.

При этом за составление комплекта индикаторов БК заплатила 2000 евро. И еще 1000 евро - за оформление. В Кассе заверили, что плата за индикаторы – одноразовая, и нужно теперь только каждый год выкладывать 1000 евро за оформление. Но, как следует из критики, методика явно нуждается в доработке.

Больницы между собой сравнивать сложно

Так считает председатель правления Северо-Эстонской региональной больницы Агрис Пеэду. Особенно по смертности.

«Во-первых, эти медучреждения – разного профиля. У них разные задачи, и разные пациенты с разной сложностью необходимого лечения поступают в разные больницы. Например, в общих больницах делают операции преимущественно пониженного риска, а в сложных случаях они направляют пациентов на операции в центральные и областные больницы. Многие общие больницы оперируют и экстренных пациентов, и смертность там выше. Нужно смотреть конкретную больницу, ее профиль, профиль ее пациентов и, конечно, учитывать их комментарии», – убежден он.

Например, региональные – Северо-Эстонская региональная больница или Клиника Тартуского университета – занимаются более сложными случаями.

«Причем соответствующий индекс CMI показывает, что самыми сложными случаями занимаемся мы. И логично, что чем сложнее случай, тем выше риски», – подчеркивает Пеэду.

Даже, добавляет председатель правления, Региональную больницу и Клинику Тартуского университета сложно между собой сравнивать. Например, Клиника обслуживает и все население Тарту, то есть функционирует и как общая больница, и как центральная, и как региональная. При этом занимается сложными случаями и пациентами из Южной и Восточной Эстонии, оперирует детей и оказывает плановую помощь при родах, чего PERH не делает.  И пересаживает органы.

PERH не занимается также доброкачественными гинекологическими опухолями, в итоге у Клиники больше количество операций и ниже смертность, поскольку у женщин после гинекологического вмешательства и у детей после хирургии смертность в течение 30 дней после операции близка к нулю. И в Таллинне помощь оказывают еще две больницы.

«Все эти факторы делают сравнение даже этих двух больниц сложным. Но если анализировать по группам, то есть определенные группы болезней и операций отдельно, применяя все факторы риска, то будет очень хороший показатель качества, – считает Пеэду. – Надеемся, что следующие доклады БК будут более точны уже в методике».

Конечно, добавляет он, это важно, что в Эстонии активно занимаются качеством лечения и его анализом и измерением – только так больницы смогут предлагать пациентам еще более профессиональную помощь врачей.

«Что же касается очередей, то надеемся, что принятые правительством решения по увеличению средств на медицину помогут эту проблему решить. К тому же есть и другие меры – например, э-консультация, которая помогает в сотрудничестве с семейным врачом назначить пациенту приоритет и обеспечить, чтобы те пациенты, которым экстренно нужно к специалисту, туда срочно попали», – подытоживает он.

В Клинике Тартуского университета сказали, что представители больницы еще не смогли по существу обсудить доклад БК, поэтому они еще не готовы его прокомментировать. Обсуждение состоится после окончания периода отпусков.

Читайте статью целиком на mke.ee.

Комментарии
Copy
Наверх