«На бис оно всё конем!» или Как сойти за умного (1)

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Николай Караев.
Николай Караев. Фото: архив автора

Другие партии уже сделали часть работы за EKRE, восстановив избирателя против «старых зубров», и теперь ксенофобская партия делает всё, чтобы набрать популярность, констатирует журналист портала Rus.Postimees Николай Караев.

Август перед местными выборами в Эстонии напоминает дешевый фильм ужасов из тех, где в самом начале компания глупых героев набредает на заброшенную хижину в лесу и беспечно ее обследует.

Характерная примета первой трети такого хоррора – неестественное спокойствие, неестественное настолько, что даже самому тупому зрителю понятно: кровища будет хлестать фонтаном до небес. Но герои – совсем придурки, конечно, они ни о чем не подозревают, шляются себе по лесу, лезут в хижине в подвал и на чердак – и думают, что так же тихо здесь будет до самых финальных титров.

Разбежались.

Но серьезно: впечатление такое, что на выборы забили почти все крупные игроки (по крайней мере, в Таллинне; не знаю, как там на местах, но вряд ли слишком уж гиперактивно). И я по доброте душевной даже предположил бы, что молчат почти все по разным причинам. Реформисты – потому что понимают, что им светят как максимум пустые хлопоты и дальняя дорога; нельзя обаять того, кого столько времени гнобил с упорством, достойным лучшего применения.

Соцдемы молчат, потому что им нечего сказать, это давно уже партия без внятной идеологии, крохотная гирька-довесок на местных политических весах. Центристы молчат, потому что как-то всё вокруг вдруг стало непонятно: список Сависаара, список Сыырумаа, избирательные союзы, движухи много, а стратегии толковой нет, вдруг еще с кем-то придется договариваться, так что – вспомним Салтыкова-Щедрина – «надо погодить». IRL молчит по банальной причине: перед смертью не надышишься.

Но это я бы сказал по доброте душевной. А если доброту вынести за скобки, мне кажется, что молчат почти все по другой причине: ситуация и правда какая-то мутная, и лучше молчать, чтобы не сказать что-нибудь не то и не отпугнуть потенциального избирателя. При такой-то ярмарке невест! Недаром народная мудрость гласит: молчи – за умного сойдешь. Вдруг именно мы при таком раскладе окажемся в глазах избирателя менее глупыми, чем именно они?..

Правда, вовсе не молчит EKRE, создавая не скажу «белый» – скорее уж коричневый шум и полный хаос на всех частотах. EKRE знает, что делает. При таких вводных есть большой шанс, что голосование будет в значительной части протестным – вот как в США на президентских выборах, когда избиратель выбрал Трампа, потому что ему опостылели что демократическая, что республиканская политическая элита. EKRE в качестве «альтернативы для Эстонии» вполне себе подходит.

Игра на страхах продуктивна: немало эстонских избирателей боятся русских, негров, геев, иммигрантов и вообще всех, кто способен потревожить стабильное, такое уютно-хуторское мозговое существование. Рациональные аргументы такого избирателя не заботят, зато он любит яркие ходы вроде высказываний Рейтельманна (не к ночи будь помянут) или клятвенного обещания любимой партии сделать Таллинн эстоноязычным, ведь «с этими тиблами каши не сваришь».

Другие партии уже сделали часть работы за EKRE и восстановили избирателя против «старых зубров». Теперь дело за малым: нужно создать себе имидж славных малых, не лишенных чувства юмора, вполне себе людей разумных; вспомним оговорку Марта Хельме насчет тибл и каши: мол, сам я так не думаю, но народ, понимаете ли... Сочетание ксенофобской идеологии с популизмом давало в истории в период кризисов прекрасные результаты. Избиратели, когда у них ощущение тупика, способны сказать: «Да пошло оно всё... конем!» – и неожиданно проголосовать за славных парней, обещающих по крайней мере оградить их от русской речи и целующихся мужчин.

Мы не Франция, где только долговременная левая традиция удержала страну – при всем ее недоверии к социалистам – от падения в пропасть имени Ле Пена. Мы не Англия, где большинство традиционно не доверяет никому, кроме глубоких консерваторов. Мы не Америка, чтобы в случае чего заиметь Трампа на самом верху – но без опасности, что этот Трамп заполнит собой всё политическое пространство.

Правда, выборы у нас все-таки местные, и есть шанс, что EKRE, развивая успех, все-таки сядет в лужу в следующие два года. Или что другие партии воспрянут ото сна. Но не исключен вариант, что выборы в парламент пройдут по известному сценарию: пока «прежние» не мычат и не телятся, приходит Лопахин с топором и срубает вишневый сад под самый корешок. А то и старушку Раневскую заодно. На бис оно всё конем!

Комментарии (1)
Copy
Наверх