Cообщи

Фестиваль мнений: без конкуренции в вакууме

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Павел Иванов.
Павел Иванов. Фото: личный архив

«Наши русские Ломоносовы - как сперматозоиды: из миллиона один доберется до цели, остальные гибнут невостребованные» (Юрий Поляков, "Гипсовый трубач").

На прошлой неделе в Пайде состоялся очередной Фестиваль мнений. Из 160 дискуссий только семь прошли на русском языке. Хотя мои коллеги по передаче «Эстония кириллицей» на радио "Куку" и говорили мне, что нет разницы, на каком языке вести дискуссию, полностью я не могу с этим согласиться.

Из семи русских панелей в СМИ продолжили свою жизнь только две. Первая – это про Украину (сколько можно?!). Вторая - про мнение молодых россиян, живущих в Эстонии. И то тема стала животрепещущей лишь по причине их достаточно резких оценок местных русских.

Нечего лукавить, нам, местным русским, действительно не нравятся «понаехавшие оттуда». Потому что по большей своей части это оппозиционно настроенные россияне, а нашей «вате» это как стекловата. Проходит немного времени, и в прессе, преимущественно эстонской, начинают появляться их статьи со их взглядом на нас, местных русских. В большинстве своем статьи достаточно критические. Так и в этот раз.

Со сцены в Пайде прозвучали мысли о том, что русские в Эстонии живут в вакууме и больше всего боятся конкуренции. Не знаю, какой вакуум имелся в виду. Если информационный, то, возможно, такое наблюдение было сделано на основе количества русскоязычных СМИ в Эстонии. Если же подразумевался вакуум социальный, то здесь действительно имеет смысл отойти от догм отношения к «московскому импорту» и бросить взгляд в зеркало.

Признаюсь, я тоже не особо лестно в мыслях своих отзываюсь о некоторых с того берега Наровы, высказывающих свое мнение о нас не всегда в корректной форме. Но социальный вакуум имеется. Об этом дала понять и один из организаторов фестиваля мнений Катерина Данилова, которая, отвечая на вопрос о малом количестве русских панелей, ответила, что на этот раз они попробовали найти русских участников через организации и общества, но постепенно они отваливались.

Разве не так? Да, кинуть клич и собраться мы еще можем. А вот с построением хода дебатов, поиском тем и ораторов уже туго. В результате и получаются отвалившиеся ветки русского общественного дерева. Извините, но даже в процессе отстаивания темы русского образования нет продолжения адекватной линии действий. И объединиться в составлении списка номинантов на высшие государственные награды мы не можем.

Зато много самодовольно рассуждающих и сетующих в социальных сетях на то, что их не пригласили на фестиваль. Или тех, кто в эфире на всю страну может спокойно дать личностную оценку от имени «всего коллектива» тому же «московскому импорту», работающему в Таллиннском университете. Кстати, этот импорт еще добавил, что местные русские боятся конкуренции.

Если еще раз взглянуть в зеркакло, то и это верное замечание. Ведь, например, стенания по поводу «не пригласили» со стороны Родиона Денисова, считающего себя - согласно Википедии - «эстонским общественным деятелем, журналистом, публицистом, радиоведущим и телеведущим, издателем и главным редактором выходящего в Эстонии русского журнала «Красивая жизнь», -  та же боязнь конкуренции: почему не я?

Боязнь конкуренции обусловлена, на мой взгляд, тем, что возможностей для самореализации здесь немного. Но с одной оговоркой: это касается тех, кто никого вокруг себя не видит. И как только кто-то другой хоть на миллиметр приближается к кормушке, сразу включается механизм самообороны и ухода в вакуум. Короче, отвалились. Также и с другой стороной. Почувствовав львиный рык за спиной и тяжелое дыхание в затылок, конкурент, испугавшись, отваливается.

Возвращаясь к Пайде. Два вывода. Все же иногда имеет смысл отбросить некую местечковую гордость и хотя бы выслушать или прочитать мнение тех, кто приехал "оттуда" и говорит о нас, местных. Может, в их беспардонных замечаниях все-таки есть какое-то зерно справедливости, твердое и горькое, но из которого хлеб печется.

И второй вывод. Нет у нас панелей для общественной дискуссии для русских или с их привлечением. То, что в Пайде были русские, владеющие эстонским языком, - это хорошо. Но все же хочется своего и разношерстного. Пару лет назад общественно-правовому телевидению была дана такая возможность, но в итоге полуголые синоптики в аквапарках возобладали. Может, поэтому и вакуум.

Ключевые слова

Наверх