Свен Миксер: единство Европы удивило Путина (1)

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Свен Миксер.
Свен Миксер. Фото: JAANUS LENSMENT/POSTIMEES

Министр иностранных дел Эстонии Свен Миксер в интервью изданию «Ведомости» рассказал о том, какие цели страна будет преследовать во внешней политике, возглавляя Совет Европейского союза, и что измениться в отношениях с Россией. 

Эстония с 1 июля возглавила Совет Европейского союза на ближайшие полгода, однако активная работа начнется в сентябре. Какие цели будет преследовать Эстония во внешней политике? В чем именно будет заключаться эстонский голос?

Президентство означает, что мы теперь не просто один голос из 28. В ближайшие полгода мы будем председательствовать на многих собраниях и дискуссиях, порой придется способствовать достижению компромисса и приводить позиции к общему знаменателю, спикер парламента – примерно так выглядит наша роль сейчас. Но наша самая сильная карта на эти полгода – мы сможем формировать повестку.

Соседство с Россией напрямую затрагивает ваши интересы. Что нового вы привнесете в повестку по этой теме?

Мы непосредственно участвовали в разработке общей европейской линии в отношении России, и главная проблема здесь – ее поведение на Украине: нелегальная аннексия Крыма и роль, которую Москва сыграла и продолжает играть на Восточной Украине. Европа выработала общий подход, один из ключевых принципов которого – минские соглашения, которые, как мы прекрасно знаем, не выполняются. Не мне про это говорить, но российское руководство подписало документ и по какой-то причине не горит желанием его выполнять.

Насколько Европа едина в этом вопросе? Вы, конечно, будете возглавлять Совет ЕС, но в Европе все больше игроков выступает за пересмотр отношений с Москвой. Даже буквально из последних заявлений: министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярту, в Австрии министр иностранных дел Себастьян Курц, у которого высокие шансы стать канцлером на выборах в октябре, новый президент Болгарии Румен Радев – все неоднократно говорили о желании отношения с Москвой улучшить.

Я думаю, единство Европы удивило самого Путина, когда он вторгся на Восточную Украину и аннексировал Крым, он не ожидал, что Европа выступит единым фронтом и так долго будет придерживаться выбранного пути. Однако санкции до сих пор продлеваются и даже ужесточаются, правда, нужно признать: ЕС – организация очень нестандартная и нам приходится над своим единством работать день и ночь, не только над линией Европа – Россия, но и во многих других сферах.

Зачем тогда эти европейские политики делают такие заявления?

В вопросе санкций две составляющие. Первая – давление на Россию, и те, кто говорит, что санкции неэффективны, говорят именно про эту часть. А вторая часть – это те, включая меня самого, кто убежден, что изначальные цели Владимира Путина на Украине простирались куда дальше двух самопровозглашенных республик и санкции и международная реакция сыграли большую роль в том, чтобы Россия не зашла еще дальше.

Европейские политики безапелляционно заявляют, что не дали Путину достичь его изначальных целей. А почему вы так уверены, что именно это и было его целью?

Просто логически: он начал военные действия, чтобы не дать Украине двигаться в Европу. Конечно, очень сложно залезть в чью-то голову, однако мы анализируем поведение и видим – в течение последнего десятилетия он дважды использовал военную силу против своих соседей, и мы вынуждены на это реагировать. Если мы сейчас уберем санкции и скажем: они у нас были на протяжении нескольких лет, не сработали, а теперь вы можете забрать то, что взяли, и давайте продолжим сотрудничать, – такое сообщение будет в корне неправильным.

Сможет ли Европа признать то, что случилось с Крымом, через какое-то время?

Мы не можем признать нарушения международного права. Я сошлюсь на наш собственный исторический опыт. Эстония была нелегально аннексирована СССР на протяжении полустолетия, и в это время многие на Западе говорили: что ж, мы потеряли уже эти страны и бог с ним, зачем настаивать на их возвращении? Но именно позиция непризнания США и других стран Запада сыграла ключевую роль в восстановлении нашей независимости на правовой основе нашей республики до 1940 г.

Читать интервью полностью.

 

Комментарии (1)
Copy
Наверх