Вместо звездного часа Кемеровскую ОПГ накрыл кризис (4)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Лидер Кемеровской ОПГ Вячеслав Гулевич был задержан 2 августа этого года в Испанни, в ходе совместной эстоно-испанской полицейской операции.
Лидер Кемеровской ОПГ Вячеслав Гулевич был задержан 2 августа этого года в Испанни, в ходе совместной эстоно-испанской полицейской операции. Фото: HO/AFP

Названная по месту происхождения своего лидера Вячеслава Гулевича пресловутая Кемеровская ОПГ после убийства местного "крестного отца" Николая Таранкова должна была занять руководящие позиции в криминальном мире Эстонии. Вместо этого ключевые фигуры банды на данный момент оказались в тюрьме предварительного заключения или были убиты.

«По слухам, Слава Гулевич сгоняет своих в город», - сказал автору осенью прошлого года один из представителей преступного мира Эстонии, имя которого можно найти в криминальной рубрике различных изданий. Он имел в виду, что руководитель Кемеровской группировки Вячеслав Гулевич, который был правой рукой убитого Николая Таранкова, после смерти лидера хотел прибрать местный криминал к рукам. «Как Слава может забрать власть, если сам он большую часть времени живет в Испании?» - задал вопрос другой беседовавший с Postimees человек из преступного мира, которого СМИ называют криминальным авторитетом. Он предсказал уголовному миру времена турбулентности.

Частично он оказался прав. Всего через несколько месяцев в работавшем в Таллиннском горхолле ночном клубе во время ссоры были убиты двое мужчин, которые прежде состояли в Кемеровской группировке в статусе бригадиров.

Потребовалось еще полгода, чтобы Центральная криминальная полиция по подозрению в участии в наркобизнесе задержала руководителя группировки Гулевича и его ближайших помощников. Вместо блестящего будущего, которое светило ОПГ еще десять месяцев назад, оставшимся на свободе членам банды теперь нужно беспокоиться о своем существовании.

Следует ждать продолжения, поскольку собранные во время следствия доказательства в будущем дадут основание для новых ссор среди кемеровских. Никто не может сказать, сможет ли банда, державшая монополию (цитата из криминальной полиции) в течение последней пары десятков лет среди себе подобных, восстановить свое влияние. Или кемеровские вообще исчезнут с криминальной карты, как и те, кто канул в Лету до них.

«Мы живет в интересное время», - сказал Postimees на этой неделе один из лучших экспертов уголовного розыска Эстонии. Его имя, учитывая особенности полицейской работы, мы называть не будем.

Может произойти и так и эдак. Например, о хорошо известных в уголовном мире «Парнях Ассара», после того как лидера банды Ассара Паулуса и верхушку группировки посадили в тюрьму, больше в Эстонии не слышно. По крайней мере, бандиты больше не используют это имя.

Эксперты считают, что Кемеровская ОПГ в недалеком прошлом являлась самой влиятельной в преступном мире Эстонии. Это подтверждает и  тот факт, что кемеровские в течение многих лет для проведения своих карательных акций использовали общак.

Не один раз случалось, что в то время, когда ныне покойный Таранков отдыхал за границей, поссорившихся с ним деятелей преступного мира находили убитыми. Полицейские источники утверждали, что из этих дел торчат уши Кемеровской группировки.

Группировка, получившая свое название по имени сибирского города Кемерово, из которого родом Гулевич, - по сути последняя действующая в Эстонии ОПГ, которую обозначают подобным образом. В девяностые группировок, имена которым дали  города, - Пермь, Казань, Соликамск, Краснодар, Рига и т.д. - у нас было как собак нерезаных. Но все они исчезли в начале нынешнего тысячелетия – кому-то помогли исчезнуть правоохранительные органы, кого-то вышибли в ходе кровавых междоусобиц, происходивших в преступном мире.

Сформировавшаяся одной из последних Кемеровская ОПГ сохранилась. Постепенно именно кемеровские стали теми, кого в местном преступном мире стали считать ключевыми фигурами. Они контролировали все, начиная с наркобизнеса, продолжая автоугонами и заканчивая физическим наказанием. Так называемый отдел боксеров у них до сих пор находится на зарплате. Поэтому нечему было удивляться, когда считавшийся некоронованным королем преступного мира Таранков почти 15 лет назад сделал лидера группировки, отличавшейся особой силой, Славу Гулевича своей правой рукой по повседневным вопросам.

В то же время, было бы нечестным сказать, что Кемеровской ОПГ в преступном мире всё приносили на блюдечке. Сложным, например, был для банды 1999 год, когда кемеровские пытались наложить лапу на принадлежавший тогда городу таллиннский Центральный рынок. Для решения вопросов они отправили к руководителю рынка Вадиму Полищуку тренера по карате, бригадира Евгения Быкова-старшего: вместе со своими людьми тот должен было одновременно следить за порядком на рынке и присматривать за финансовыми операциями группировки. Вскоре Быков был застрелен в машине перед своим домом, и в тот же день без вести пропал (и до сих пор не найден) Айвар Сыбер – человек, которого в криминальной полиции также титулуют бригадиром Кемеровской ОПГ.

Последовало кровавое сведение счетов, в ходе которого делавший карьеру в банде Евгений Быков-младший, мстя за отца, убил бывшего вице-мэра Таллинна Майта Метсамаа и пытался сделать то же самое с предпринимателем Меэлисом Лао и руководителем рынка Вадимом Полищуком. В ход были пущены даже противотанковый гранатомет и гранаты.

Силовое вмешательство Центральной криминальной полиции прекратило эту вендетту, но влияние группировки в местном преступном мире не пошатнулось. Им не помешало даже то, что через несколько лет Гулевича отправили в тюрьму за вымогательство: Гулевич попадал в сводки новостей даже оттуда, когда он в тюрьме Мурру вместе со своими "коллегами" жарил шашлык из бобра или участвовал в велопоходах.

Пока лидер временно отсутствовал, делами группировки занимались его ближайшие помощники. Одним из них предположительно был известный в криминальном мире под кличкой Крюк Тоомас Эрм. Гулевич познакомился с ним много лет назад в тюрьме, где обнаружил в молодом эстонце большой потенциал, и взял Эрма под свое крыло. Общественность могла запомнить темпераментного Крюка по похоронам Таранкова: мужчине в пальто с шикарным воротником доверили нести гроб «крестного отца». Так он попал в большинство фотогалерей СМИ. «Кандидатов на право нести гроб было больше, чем тех, кто в итоге смог добраться до гроба», - говорит консультировавший Postimees эксперт.

В глазах общественности Эрм - обычный предприниматель, и последняя его судимость осталась в далеком прошлом, как и у многих других бывших лидеров Кемеровской группировки. Сегодня все они называют себя предпринимателями.

Что будет с Кемеровской ОПГ, теперь во многом зависит от инициативы ее членов. Отправится ли группировка, которая в течение четверти века задавала в местном преступном мире тон, вслед за такими же ОПГ или вновь поднимется – это вопрос на миллион. Но их роль в преступном мире восстановившей независимость Эстонии, безусловно, трудно переоценить.

Комментарии (4)
Copy
Наверх