Cообщи

Раймонд Паулс: «прощай» не говорю, а то получится как с Аллой... (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Раймонд Паулс
Раймонд Паулс Фото: Eesti Kontsert

«Сыграю в Таллинне свой концерт и потом уже вряд ли буду выступать», - сказал в интервью Postimees латвийский музыкант и композитор Раймонд Паулс.  

30 сентября легенда советской эстрады побывал с концертом в Эстонии, который, возможно, стал последней зарубежной гастролью в его долгой блистательной карьере. В концертном зале «Нордеа» таллиннцев ожидал ностальгический вечер под названием «Опера».

Маэстро приготовил для зрителей изысканный коктейль из оперной и эстрадной музыки. Знаменитые арии из опер Верди, Бизе, Пуччини и Гершвина прозвучат в инструментальном варианте – в исполнении «поющего рояля» Раймонда Паулса, биг-бэнда Латвийского радио и оркестра Sinfonietta Riga. В программу концерта также включены джазовые обработки.

Свой фирменный стиль маэстро описал так: «Я люблю лирический подход – особенно в нижнем регистре рояля. Это мой коронный номер. Нужно просто красиво сыграть. И всё!»

В минувшем году Раймонд Паулс отметил 80-летний юбилей. На сцене композитор уже почти 60 лет. Музыкант нашел в своем расписании время для небольшого интервью, невзначай обронив перед беседой, что как раз читает газету Postimees – статью про Яака Йоалу. С этого и начался наш разговор.

– Как давно вы не были в Таллинне? Какие воспоминания у вас связаны с нашим городом?  

– Могу вспомнить только приятные моменты. Но, к сожалению, всё это уже история... Великолепно помню 70-80-е годы, когда эстонская эстрада гремела на весь Советский Союз. Она находилась тогда на очень высоком уровне. Достаточно назвать такие имена, как Яак Йоала и Пеэтер Сауль – великолепный был музыкант! И список можно долго продолжать...

Это было очень приятное время. Мы тогда часто встречались, у нас было много концертов. И хотя встречи нередко были связаны с Москвой, с проходившими там разными мероприятиями, тем не менее, у нас были хорошие отношения.

– С кем вы сейчас поддерживаете отношения?

– Я не был в Эстонии уже лет пять-шесть. В принципе, мы с удовольствием ездим на гастроли и выступаем, когда есть возможность (в 2012 году, в один из последних своих приездов в Эстонию, Раймонд Паулс вышел на сцену вместе с Анне Вески в Курессааре; примерно в то же время он побывал с концертом в Палдискиприм.ред.). Хочу сказать, что сейчас я уже почти решил закончить свою карьеру. Сыграю разок в Таллинне и потом уже вряд ли буду выступать с концертами.

– Это будет прощальная гастроль?

 – Не хочу говорить «прощай»! Иначе будет так, как с Аллой Пугачевой: она всё время прощается и опять возвращается. Со мной так не будет! Просто наступает тот момент, когда ты должен признать, что тебе под силу, а что уже нет. Кстати говоря, мы приедем к вам в Таллинн с довольно серьезной программой!

– Вы подарите таллиннцам концерт под названием «Опера». Сколько там будет оперной музыки, а сколько эстрадной? Ведь огромное место в вашем творчестве занимают популярные песни, музыка к кинофильмам и спектаклям...

– Эстрадной (улыбается)... Если только немного джаза. В основном мы предпочитаем оригиналы – классику мирового оперного искусства. Знаменитые оперные арии представим в инструментальном варианте. Кстати говоря, сейчас мало кто делает нечто подобное, потому что довольно трудно.

Представьте, что вы должны сыграть на рояле ту же самую партию, которую исполняют великие оперные певцы. Это не так легко, как кажется. Посмотрим, что получится!

В программу концерта включены также разные обработки с джазовым уклоном. В Таллинне прозвучит музыка, которой нужно спокойно наслаждаться, расслабившись в своем кресле.

– Вам нравится, когда вас называют поющим роялем?

– Даже не знаю. Я играю так, как умею. У каждого пианиста есть свой звук, свое звучание. Это так же, как со скрипкой или любым другим инструментом. Каждый исполнитель отличается своей манерой, силой нажатия на клавишу.... И, конечно, я люблю лирический подход – особенно в нижнем регистре рояля. Вот это мой коронный номер. Нужно просто красиво сыграть. И всё!

– Часто ли вы сейчас выступаете с концертами? Как складывается ваша творческая, гастрольная деятельность?

– Как ни странно, довольно часто. Но я никуда в страны зарубежья теперь не езжу. В основном выступаем по Латвии, а территория у нас, как известно, маленькая. И всё же каждый месяц получается один-два концерта. В то же время я еще играю музыку в театре, где у меня есть свои постановки. Так что как-то кручусь.

– Почему вы редко выезжаете из Латвии?

– Не забывайте, что я на сцене почти 60 лет! Я уже сыт гостиницами и кочевой жизнью. Летать самолетами больше не могу, с давлением что-то происходит. Поэтому и воздерживаюсь от зарубежных концертов. Хотя, надо признать, у меня до сих пор много предложений – со всей территории бывшего Советского Союза. Особенно часто приходят приглашения из Узбекистана, Грузии, Азербайджана. И все же я стараюсь никуда не ездить. Возраст всё-таки уже солидный. Дай бог каждому дожить до таких лет!

– Как влияет на вашу творческую деятельность разрыв связей с Россией?

– Музыка и культура – это одно, а политика – совсем другое, там есть свои сложности. В Латвии мы стараемся поддерживать нормальные отношения с российской культурой. Думаю, что нужно уважать великих музыкантов из России и относиться к ним так, как подобает культурным людям. При чём здесь Чайковский, Рахманинов или Достоевский? Это же гении... К тому же мы знаем русский язык.

– Вы продолжаете общаться со звездами российской эстрады?

– Очень редко. Знаю, что летом у нас в Юрмале отдыхает Алла Пугачева. Мы как-то встретились с ней на концерте Максима Галкина. Кстати, хороший был концерт. Я вообще фанат Галкина. Мне нравится, как он работает на сцене. Это совсем другой жанр – разговорный, но Галкин всё делает великолепно. Такие вот дела.

Хочу подчеркнуть, что я всё-таки за то, чтобы у нас были нормальные отношения.

– Сожалеете ли вы о том, что ваше детище – конкурс молодых исполнителей популярной музыки «Новая волна» – больше не проходит в Латвии?

– Это уже не мое детище. В общем-то этот конкурс себя исчерпал. Однако Юрмала от этого много проиграла. Не секрет, что к нам приезжали люди с большими деньгами. А деньги Юрмале были нужны! В короткий курортный сезон, который длится всего два-три месяца, люди должны успеть что-то заработать. Зарплаты-то у нас невысокие. И в этом смысле, конечно, жалко, что «Новой волны» в Юрмале больше нет. Придется придумывать что-то другое!

Раймонд Паулс и Лайма Вайкуле/ фото: Evgeny Biyatov, Scanpix
Раймонд Паулс и Лайма Вайкуле/ фото: Evgeny Biyatov, Scanpix Фото: Evgeny Biyatov/Sputnik
Наверх