Дэвид Саттер: снос памятников, символизирующих рабство, – это норма

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Дэвид Сэттер.
Дэвид Сэттер. Фото: Toomas Huik

Нужно ли сносить памятники генералам-конфедератам на Юге США? О чем говорит реакция президента Трампа на протесты чернокожих американцев? Об этом журналист Postimees Таави Минник поговорил с американским публицистом Дэвидом Саттером.

– Памятники генералам-конфедератам стоят уже несколько поколений. Почему они стали причиной столкновения именно сегодня, а не двадцать или сорок лет назад?

– Двадцать или сорок лет назад политическая ситуация в Америке была другая. Сорок лет назад белая и черная Америка были фактически отделены друг от друга. На деле американское общество живет без сегрегации чуть больше одного поколения. В южных штатах еще в 1960-е официально была расовая сегрегация в общественном пространстве. И черные люди, например, даже не могли сидеть рядом с белыми за барной стойкой. Сейчас сложно в это поверить, но так жили в Америке еще в 1950-60-е годы.

Памятники конфедератам стали символом эпохи сегрегации. Их начали устанавливать сразу после конца Гражданской войны, чтобы успокоить южные штаты, которые проиграли войну, а также для того, чтобы подтвердить: они могут сохранить свой образ жизни, основанный на расовом неравенстве. Демонтаж этих памятников нужно было начинать гораздо раньше – они символизируют рабство. Этого не произошло, потому что не было ни подходящего повода, ни подходящего момента.

Все изменилось после трагических событий в Чарльстоне в Южной Каролине, где белый расист в 2015 году открыл огонь в церкви черных и убил девять человек. Он увлекался символами конфедерации. Движение Black Lives Matter сыграло свою роль, но главное – людям надоело терпеть эти памятники, поэтому их теперь и сносят.

– Почти все первые президенты Америки были богатыми плантаторами и рабовладельцами. Сейчас слышны требования снести памятники Роберту Ли и другим конфедератам. Значит ли это, что вскоре настанет очередь памятников Джефферсона и Вашингтона?

– Да, Джефферсон и Вашингтон были рабовладельцами, но они стояли за другие ценности, которые стали основными для США – и которые противоречат рабовладению. Это противоречие было ликвидировано благодаря гражданской войне, но из-за того, что эти принципы были реализованы непоследовательно, система сегрегации существовала до 60-х годов. От нее избавились благодаря движению за гражданские права. Ценности Роберта Ли и других, которые боролись за рабовладение в гражданской войне, конфликтовали с ценностями нашего государства. Равный статус и равенство перед законом – фундамент демократии. Тот факт, что Джефферсон и Вашингтон были рабовладельцами, свидетельствует о непоследовательности и противоречивости их взглядов. Основные ценности, которые они сформулировали, были основой юридической системы для северных штатов – и противоречили рабовладению и сегрегации общества, в котором у многих людей не было гражданских прав.

– Реакция Трампа на события в Шарлоттсвилле подверглась сильной критике. Некоторые считают, что он реагировал слишком медленно, другие считают, что он уравнял насилие правых и левых радикалов.

– Я считаю, то, что Трамп как политик старался привлечь довольно опасный и неприятный слой американского общества и не торопился делать заявление, – это опасная тенденция. Нужно понимать, что правые радикалы, среди которых многие поддерживают Трампа, носили нацистскую символику. В такой ситуации любой американский президент обязан их осудить и подтвердить, что он не имеет к ним никакого отношения. Трамп этого не сделал. Левые тоже использовали насилие. В этом конкретном случае это был второстепенный вопрос.

– В последнее время заметно, что молодежь американского среднего класса на протестных акциях использует коммунистическую символику и машет флагами СССР. Что стоит за этим феноменом?

– Не знаю, сколько на самом деле тех, кто размахивает советским флагом. Это странные группировки, которые представляют маленький и маргинальный слой американских левых. Вряд ли большинство протестующих интересуется коммунизмом и коммунистическим режимом, едва ли они что-то знают об этом.

– Когда мы беседовали в прошлый раз, Трампа только что избрали президентом. Я спросил, сможет ли он объединить расколотое американское общество. Теперь Трамп больше полугода в Белом доме, и я хочу повторить свой вопрос.

– Теоретически это возможно, но этого не случится, если он продолжит себя вести так, как ведет сейчас. Он не может опираться только на одну часть американского общества – и не может вести себя так, как во время предвыборной кампании. Президент США должен считаться с интересами всего общества. Если он этого не поймет, конфликт внутри американского общества только углубиться. Кроме того, у Америки на международном уровне не может быть никакого авторитета, если президент уверен, что он представляет только белую Америку или белый рабочий класс – и никого другого.

– Кто главный виновник сегодняшней истерической ситуации? Те, кто победил в президентских выборах и ведут себя надменно, или те, кто проиграл и продолжает провоцировать победителей, или СМИ, которым изначально не нравился Трамп?

– Все американское общество страдает от нервного срыва. Трамп несет ответственность за ситуацию: он президент, у него есть возможность влиять на происходящее в обществе. Главный фактор – то, что в эгоистических целях Трамп старается создать напряжение в обществе. Безответственное поведение СМИ и потеря обществом нравственных стандартов усугубляет положение.

– Букмекеры сейчас заключают пари на то, выдержит ли Трамп президентский срок. На что сделали бы ставку вы?

– Такие вещи сложно прогнозировать. Я не верю, что расследование его связей с Россией к чему-то приведет. Есть вероятность, что его предпринимательская деятельность даст повод для импичмента. Пока что Трамп много раз демонстрировал, что он умнее, чем люди, которые предсказывают его падение. Никто не верил, что он сможет стать кандидатом от республиканцев и президентом. Поэтому глупо ожидать его импичмента на основе тех улик, которые были представлены в расследовании о его связях с Россией.

– Может ли стать президентство Трампа провалом?

– Конечно, может – если он продолжит напрягать ситуацию в Америке. Происходящее в США может отвлекать внимание от того, что происходит в мире. Сейчас всё идет в неверном русле. Надо признать, однако, что недавно Трамп принял хорошее принципиальное решение – не принимать победу Талибана в Афганистане. За это его нужно похвалить. Обама и Клинтон, не говоря этого прямо, демонстрировали готовность оставить Афганистан Талибану. И все-таки неважно, что Трамп сделает в области внешней политики – это не поможет компенсировать напряжение, которое он создал внутри страны.

Комментарии
Copy
Наверх