«В Эстонии властвует парадигма примирения, которая основывается на эмпатии, сочувствуют как жертве, так и насильнику. В самих насильниках стремятся видеть, скорее, жертв, чем жестоких и грубых людей», — считает социолог, руководитель Эстонского института открытого общества Ирис Петтай.
Ольга Васильева: как бы парадоксально и ужасно не звучало, но насильникам нужна помощь
Тему дня портала www.stolitsa.ee Stolitsa.ee прокомментировала психолог Ольга Васильева, которая работает с жертвами домашнего насилия:
«Насильник – это чаще всего человек, имеющий внутренний комплекс неполноценности. С психологической точки зрения есть представление, что сильный и самодостаточный человек не будет самоутверждаться или вымещать свои эмоции в неприемлемой форме. Поэтому чаще всего, это люди травмированные, сами в детстве пережившие насилие. Исследованием доказано, что до 80% людей, которые сами подвергались насилию в детстве, сами используют подобные методы, то есть, насилие в своих семьях.
Как бы парадоксально и ужасно не звучало, но насильникам нужна помощь в ситуации, когда другие рядом страдают. К такому выводу пришли после проведенной в Таллиннской и Вируской тюрьмах программы по работе с людьми, которые применяли домашнее насилие. Если мы не говорим о психопатах, о людях, которые совершенно не чувствуют эмпатии и не понимают, что происходит с другим человеком из-за крайних вариантов, то чаще всего это такое провокационное поведение, которое вызывает приступы агрессии или насилия. В случае, если оба супруга готовы сохранять отношения и, если есть смысл их сохранять – ведь существует разное насилие, в разной форме, тогда мы работаем с обоими супругами, чтобы не было паттернов в поведении, которые вызывают провокативность.
В случае, если произошло домашнее насилие, то надо обращаться к профессионалам, например, через информационные телефоны. Помощь можно получить и бесплатно. Если я работаю с человеком, пострадавшего от домашнего насилия, то первый вопрос, который я задаю: "Есть ли угроза здоровью и жизни?" Одно дело, когда поорали и подергали друг друга за волосы – это одна история. Другое дело, если речь идет о грубом насилии и серьезных физических травмах. В ситуации, когда есть угроза здоровью и жизни, важно думать и принимать решение, чтобы заканчивать эти отношения, чтобы не подвергать опасности себя и своих детей. Эти факторы надо учитывать».