Cообщи

Ахто Лобьякас: Сависаар всего лишь эксплуатирует русских (4)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Ахто Лобьякас.
Ахто Лобьякас. Фото: SCANPIX

Сависаар гирей висит на ногах центристов, считает колумнист Ахто Лобьякас.

У нас у всех развязаны руки толковать слова Юри Мыйза, который сказал, что список Сависаара и Урмас Сыырумаа с его союзом «Деловой Таллинн» станут действовать вместе, как «тормоз и газ». Сам Мыйз предложил толковать это так: в зависимости от ситуации Сависаар будет проводить левую, а предприниматели – рыночно-либеральную политику.

Однако эта метафора вполне способна зажить собственной жизнью, переливы которой в переносном смысле иллюстрируют различные аспекты партнерства. Журналист Eesti Ekspress Кристер Киви тот же образ использовал для описания наркозависимых, употребляющих возбуждающие и успокаивающие средства, – и вот уже проступает картинка с двумя некогда хмелевшими от политики, а теперь отброшенными на обочину бывшими мэрами.

Второе пришествие Сависаара как фарс

Газ и тормоз отлично иллюстрируют и будничную реальность партнерства: из Сависаара выходит горячий воздух, из бизнесменов – переведенный на язык денег контакт с реальностью. Ведь если убрать словесную пену, мы видим попытку запустить обычный для многих городов двухтактный двигатель муниципальных выборов: с одной стороны – контроль над аппаратом городской власти (которым Сависаар годами управлял как собственным феодальным владением), с другой – инвестиции, которые нужны для конкурентоспособного участия в выборах и, если всё будет хорошо, принесут инвесторам жирные дивиденды.

Стоит обратить внимание на то, что Сависаар уже давно не тот человек, каким он был в конце 1980-х. И не тот, кто в 2005-2007 годах был министром экономики и коммуникации ЭР, опубликовавший в 2004 году книгу под заголовком «Премьер-министр». Это всё история.

От больших в масштабе Эстонии дел остались мелкие делишки, в конечном счете - сущая мелочь. Кого или чья в этом вина – решать истории. Срок годности Сависаара давно истек, и даже сочувствующему наблюдателю за его карьерой всё сложнее становится убеждать себя в том, что Сависаар – независимый политический деятель в полном политическом смысле этих слов.

Несомненно, Сависаар соберет в Таллинне много голосов, однако эпитафию на свое историческо-политическое надгробие он сочинил сам в посте в ФБ на выходных, написав, что это он организовал эстонское гражданство для Яны Тоом, и туманно намекнув, что Тоом может вновь его потерять. То есть – в душе Сависаар по-прежнему настоящий эстонец. Годы, потраченные на сбор русских голосов, он расходует ради этой победы. Русскоязычные для Сависаара – надоедливое, побочное и преходящее явление, которое можно только эксплуатировать.

Неразрешимая проблема Сависаара в том, что на сегодня настоящих эстонцев в политике – песка морского паче. Больше уже не помещается. Да и те, кто такими быть не хотят, вынуждены держаться тише воды ниже травы, чтобы не дай бог не показаться кем-то еще. Все преимущества сависааровской Центристской партии остались в покинутой им Центристской партии, в том числе Тоом с другими политиками, собирающими голоса русской общины. Что-то в этом есть и от поэтического возмездия человеку, который некогда пообещал за девять месяцев воспитать нового Дениса Бородича.

Символическое значение Яны Тоом – еще глубже. Начало конца Сависаара ознаменовал неожиданный триумф Тоом в 2014 году на выборах в Европарламент – тогдашний глава партии позорно пришел на них вторым. Решение Тоом не идти на выборы в составе «трех сестер» со своим списком спасло Центристскую партию – и привело к окончательному угасанию Сависаара. ФБ-эпитафия Сависаара – точка в конце этого бесславного процесса.

Кто перережет пуповину между центристами и Сависааром?

Однако у этого процесса будут все-таки последствия для повседневной политики. Решение Тоом не идти вместе с Сависааром было фундаментально верно. Одновременно в нынешней политической ситуации отодвинулось еще дальше в будущее появление русского вопроса в повестке дня большой политики.

Эстонское государство продолжает жить фантазией о том, что ситуация, в которой взгляды тридцати процентов иноязычных жителей не находят политического выражения, стабильна и нормальна; продолжающаяся самоцензура этих людей считается чем-то само собой разумеющимся, как иконы в церкви. Борющаяся за существование Центристская партия для этого слишком слаба, цена выбора Тоом, Кылварта и других – партийная дисциплина. Но, как уже сказано, теперь ясно, что Сависаар и не предложил бы альтернативы.

Но вот что Сависаар может делать и точно делает: он ослабляет власть Центристской партии. До тех пор, пока Юри Ратас не в состоянии перерезать пуповину, соединяющую его с собственным бывшим шефом, он будет оставаться меж двух огней. Партия реформ уменьшает потенциал Ратаса в среде эстоноязычных избирателей, изображая его криптосависааровцем. Сависаар, в свой черед, обвиняет Ратаса в поругании центристских идеалов. Всё это отнимает голоса, необходимые Ратасу, чтобы утвердиться во власти.

Даже если союз Сависаара, Мыйза и Сыырумаа ограничится местными выборами, в Таллиннском горсобрании возникнет необходимость образовать коалицию. Переговорная ситуация при этом дает карты в руки реформистам, причем как в нижнем городе, так и на Тоомпеа.

Положения Ратаса ничуть не улучшает то, что делегацию переговорщиков от Центристской партии возглавляет долговременный подчиненный Сависаара – Таави Аас. Этот факт не только заставляет не доверять Аасу, но и дает Сависаару возможность использовать сведения о деятельности Ааса и Ко, которые (сведения) у него наверняка имеются.

Сависаар способен маневрировать в любых направлениях и, конечно, может эксплуатировать взлет EKRE, чтобы открыть на войне с бывшей родной партией второй фронт. EKRE по большому счету – креатура таллиннской власти времен Сависаара, она с незапамятных времен имеет доступ к медиа-пайку Таллиннского ТВ и Kesknädal. В нынешней кампании EKRE вдруг стала жестоко критиковать власть в столице. Замечательно, что именно центристская партийная газета Kesknädal успела побить EKRE в стиле «и ты, Брут?».

Перевод с эстонского.

Наверх