Cообщи

Таави Минник: эстонская психушка в огне! (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Кадр из фильма "Кавказская пленница".
Кадр из фильма "Кавказская пленница". Фото: Kuvatõmmis

Не нужно переубеждать людей, спорящих о коммунизме, лесных братьях и 9 Мая. Все они – пациенты одной и той же психушки. Для всех них это вопрос не знания, а веры, считает журналист Postimees Таави Минник.

Живя в Эстонии, можно опять и опять наблюдать небезынтересный феномен: вместо завтрашнего дня у нас снова вчерашний, ну или, если крупно повезет, сегодняшний. Думаешь, что такая фигня может быть только у восточного соседа, но – дудки. Политики и светлые головы горячо спорят о вапсах, человечности лица коммунизма, личности Пятса, лесных братьев, 9 Мая и всем таком прочем. На время спорщики как-то успокаиваются, чтобы через год-полтора вновь взяться за темы, которые касаются мертвецов и обретаются на свалке истории.

На деле коммунизм, вапсы, Пятс и всё такое прочее – это один и тот же коридор психушки. Одни палаты направо, другие налево, а между ними циркулируют типчики в халатах и с остекленевшими глазами, пытающиеся что-то мычать про Пятса, вапсов, красных или розовых, некоторые – про мусульманских иммигрантов, гомосексуалистов и Путина. Кто как. Они как те люди, которые в изобилии встречались на улицах в 1990-е и вели сами с собой громкие беседы. В коридорчике психушки их много, однако диалоги они по-прежнему ведут, увы, сами с собой.

Именно поэтому развернувшаяся в психушке дискуссия о коммунизме – это не столько диалоги, сколько множество одновременно звучащих монологов. Есть ли смысл переубеждать в чем-то жителей мусорной свалки истории (на которой и осталась коммунистическая идея) или патриотов кладбища (как еще назвать читателей – патриотов советского или иных коммунистических режимов)? СССР ведь давным-давно на погосте, следовательно, в лице его почитателей мы имеем дело с людьми, поклоняющимися кладбищу, и место их – именно там.

Этих деятелей переубеждать не нужно, им нужно раз в год, 23 августа, в их профессиональный праздник (есть же День шахтера в августе, День металлурга в июле, День водителя в октябре и так далее) желать счастья и дарить букетик красных гвоздик.

Это вопрос одной лишь веры. Так работает человеческая психика: она соглашается с тем, что совпадает с ее ценностями. Взгляды, которые противоречат нашим, мы игнорируем – либо бросаемся доказывать их ошибочность, причем вера в правильность наших взглядов лишь усиливается. Чужая точка зрения может оказать влияние на наше мировоззрение только в случае, если между ними есть нечто общее – и эта точка зрения кажется нам потому приемлемой. Критика чужих взглядов равна покушению на самоидентификацию другого человека. Но мы кажемся нам самим умненькими и благоразумненькими Буратино, поэтому кто угодно из нас всегда находит своим ошибкам и ошибочным позициям оправдание.

Сами подумайте: удалось кому-либо переубедить пациентов, утверждающих, что земля плоская? Казалось бы, покажи им снимки Монблана, сделанные НАСА из космоса, отведи их под ручку в обсерваторию и в музей – и дело в шляпе. Но вопрос опять-таки в вере, а не в фактах или логике. Последнюю не ищите вообще: это всё вера, на сто процентов.

Перевод с эстонского.

Ключевые слова

Наверх