Она напомнила, что за последние три десятка лет европейский проект трижды менял концепцию — от евроатлантической конструкции сдерживания и противодействия (во времена СССР) до так называемой «большой Европы» времен расширения и Восточного партнерства, а затем — до Европы внутренних кризисов (евро, беженцы и пр.). То, что происходит сегодня, некоторые эксперты называют «малой Европой» — о стремлении расширяться нет и речи, более того, ЕС покидает один из наиболее могущественных его членов.
На этом фоне Евросоюз ищет новый формат, и есть группа стран, пытающихся вернуться к старой концепции объединяющего внешнего врага, в роли которого по традиции видят Россию. Именно этим, по словам Тоом, объясняется столь эмоциональная реакция ряда стран на предстоящие российско-белорусские учения «Запад». Другая причина, по мнению евродепутата, состоит в конкуренции за внимание Вашингтона. «Кто сильнее испугается, тому больше дадут», — сказала она.
При этом Тоом напомнила о факторе Лукашенко, который после начала украинского конфликта приложил немало усилий к тому, чтобы стать в глазах Запада надежным гарантом. Недаром после беседы с Лукашенко некоторые восточноевропейские политики высказались в том духе, что у нас нет вопросов, мы верим, что россиянам не позволят «забыть» в Белоруссии свое вооружение или проделать что-то подобное.
Военный эксперт, председатель совета ПИР-центра Евгений Бужинский выразил по этому поводу удивление: «Впервые слышу, что прибалты и поляки не боятся „Запада“. Буквально на днях был на конференции, где американцы наперебой рисовали ужасные сценарии агрессий и провокаций, которые Россия может провернуть под прикрытием учений». В ответ Тоом парировала: «С тех пор, как — с приходом Трампа это стало совершенно явно — пятая статья договора НАТО перестает быть ценностью и становится услугой, которую полагается оказывать на определенных условиях и за деньги, нагнетающая риторика американцев — это риторика продавцов, поддерживающих спрос на свою услугу».