Cообщи

Нарвские бастионы разрушаются на глазах

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Хотя эта бастионная стена вроде бы в приличном состоянии, сохранилась кладка и больших трещин нет, все же угол должен быть ровным, словно прочерченным по линейке.
Хотя эта бастионная стена вроде бы в приличном состоянии, сохранилась кладка и больших трещин нет, все же угол должен быть ровным, словно прочерченным по линейке. Фото: Михкель Марипуу

Если в других городах бастионы разрушились практически до основания, то в Нарве они сохранились примерно на 80 процентов. Однако неясно, долго ли они еще продержатся — с каждым годом картина становится все печальнее.

Во время нашего посещения нарвских бастионов с них тоже сыпались камни. «Похоже, разрушение достигло той фазы, когда каждый год обваливается приличная глыба, — сказал директор Нарвского музея Андрес Тооде. — Если бы последние 150 лет бастионы разрушались такими же темпами, то сейчас их уже не было бы».

В Нарве бастионы были построены в XVII веке, в период шведского господства. Тогда же бастионы были возведены в Таллинне, Тарту и Пярну, но там от них уцелело очень немногое.

Однако нарвские бастионы были приоритетом, и на их строительство согнали тысячи рабочих, а стоимость строительных работ превысила стоимость всех остальных крепостных сооружений Эстонии вместе взятых. Поэтому и их обслуживание никогда не было дешевым.

«Ремонт бастионов всегда был актуальной темой. Последние 150 лет там постоянно что-то разрушалось и обваливалось», — сказал Тооде. По его словам, одно самоуправление не в состоянии только своими силами обеспечить уход за объектом.

Проблема не нова
Тооде провел для нас экскурсию по оборонительным сооружениям.
На северной стене бастиона Глория от гладкой поверхности не осталось и следа — несколько слоев каменной кладки обвалились. Когда-то овальные проемы утратили свою форму, отдельные камни, грозя упасть, держатся на честном слове. Эту неутешительную картину дополняют валяющиеся повсюду шприцы.

О том, что эта тема не нова, говорит учитель истории Нарвской эстонской гимназии Танель Мазур и рассказывает, что еще Арнольд Соом, бывший директором Нарвского музея в 30-е годы прошлого века, писал в своих воспоминаниях, что бастионы разрушаются, а сделать ничего нельзя, так как денег нет, и государство не дает их.

После того, как закончилась Северная война, Нарва постепенно превратилась в провинциальный городок. В 1863 году бастионы были исключены из списка оборонительных сооружений царской России, на них было разрешено строить дома и разбивать парки, и именно тогда началось их быстрое разрушение.

Причина столь стремительного разрушения — вода. Во время строительства водосток был проведен так, чтобы вода не проникала к стенам и не размывала их, однако в ходе бомбежки во время Второй мировой войны пострадала большая часть дренажной системы.

Позднее, в советское время, в более-менее работающий водосток была направлена канализация. Сейчас помимо осадков разрушению бастионов, очевидно, способствует вода из Старого города.

«На этой территории то и дело находят дренажные трубы как советского периода, так и 150-летней давности, которых нет на карте и которые местами наверняка разрушены из-за копательных работ, — пояснил историк. — И вода, конечно, стекает к реке».

Последняя реновация бастионов проводилась в 1980-е годы. После этого делали только аварийный ремонт. За двадцать лет город сам выделил несколько миллионов, но это лишь капля в море.

Чтобы привести бастионы в порядок таким образом, чтобы они не разрушались дальше, нужно примерно 12,8 млн евро, или 200 млн крон.

«В этом случае мы говорим, в первую очередь, о северных бастионах, которые пострадали больше всего, — уточнил Тооде. — Ведь привести бастионы в порядок — это не значит окончательно решить проблему. В дальнейшем нужно будет выделять несколько миллионов (эстонских крон. — Ред.) в год, чтобы поддерживать их в этом состоянии».

Это дорого, тем не менее, считает Тооде, это необходимая инвестиция. Бастионы можно считать и бременем, и наследием, но коль скоро о них с гордостью сообщают в туристических буклетах, то нужно приложить и некие усилия.

Обвалились недавно
По словам Тооде, руководителям государства неоднократно посылали письма, выражая беспокойство по поводу судьбы бастионов. На письма приходили ответы, что, мол, да, это важный объект. И ничего конкретного.

Тооде показал нам трещины в стене и сказал, что и эта массивная глыба наверняка обвалится в ближайшие годы. «Тут упали карнизные камни», — указал он на брешь и отметил, что изначально стена бастиона была из тесаного камня. Глядя на неровный рельеф, это трудно представить.

«Обвалы начинают происходить по нарастающей. Вот из-за чего мы бьем тревогу», — пояснил Тооде.
Добравшись до бастиона Хонор, мы увидели, что карнизы и тесаные стены сохранились довольно хорошо, но и там зияют огромные дыры. «Они появились в этом году», — сообщил Тооде.

Именно в этот момент послышался грохот, и за нашей спиной обвалился очередной кусок крепостной стены.

Всюду расставлены таблички, предупреждающие об обвалоопасности, в некоторых местах установлены ограждения, а пешеходные дорожки направлены в обход.

Мы добрались до бастиона Виктория. «Когда девять лет назад мы приехали в Нарву, она была гладкой», — сказал Мазур, показывая на стену, пребывающую в весьма плачевном состоянии. Около стены валяются камни, явно обсыпавшиеся совсем недавно — под ними еще не растаял снег.

Если сделать капитальный ремонт, то, по словам Тооде, после него будет гораздо дешевле каждые пять-шесть лет проводить мелкие работы.

Чтобы дело сдвинулось с мертвой точки и чтобы привлечь к проблеме внимание, вечером 30 апреля вокруг нарвских бастионов будут зажжены сто костров.

Комментарий

Антон Пярн,  
вице-канцлер Министерства культуры

Эта тема обсуждалась уже долгое время. Через министра по региональному развитию Нарве представлено два проекта, и один из них вот-вот получит поддержку, хотя решение еще не принято. Это составит порядка 3,5 млн евро.

Речь идет о совместном приграничном проекте Эстонии, Латвии и России с целью реставрации бастиона Виктория и порохового погреба, на который выделяется сумма в 3,1 млн евро и 347 000 горуправа Нарвы должна выделить в качестве самофинансирования. Таким оброазом, первый реальный шаг сделан.

После такого начала можно двигаться дальше к небольшим совместным проектам, а также, с началом нового периода деятельности Европейского фонда поддержки, и к проектам в будущем. Я придерживаюсь того мнения, что эта тема будет решена.

Когда город Нарва обратился к Министерству культуры с просьбой или требованием, чтобы государство оказало поддержку в размере 12,5 млн евро, то мы ответили, что такую сумму сейчас государство дать не может.

Мы предложили городу встретиться и попросили сообщить нам время, когда можно было бы обсудить наши возможности и планы. Сегодня мы ждем, когда город Нарва с нами свяжется. 

История

• Нарвские бастионы были построены в период шведского владычества в конце XVII столетия.
• Возведение бастионов потребовало небывалых ресурсов — в год тратили свыше 40 000 талеров, в то время как Таллинн получал в год менее 20 000 талеров, Тарту и Пярну доставалось всего лишь не более 7000 талеров. Всего строительство новых бастионов в Нарве обошлось почти в 900 000 талеров.

• Благодаря таким расходам город Нарва приобрел одну из самых мощных оборонительных систем во всей тогдашней Северной Европе.
• Бастионы серьезно пострадали во время Северной войны, когда их обстреливали в течение десяти дней. Тем не менее Петр I отстроил их заново и даже закончил те работы, которые остались незавершенными шведами.

• Большой урон нанесла Вторая мировая война. Налет советской авиации в марте 1944 года полностью разрушил барочный Старый город Нарвы, неприрывный артиллерийский огонь разрушил здание Нарвского конвента, башню Германа, а также располагавшиеся в западном переднем дворе артиллерийские башни.
Источник: Нарвский музей 

 

Ключевые слова

Наверх