Может быть, я, как и большинство людей, не особенно задумывалась бы над этим вопросом, если бы в кругу моих знакомых не появилась беда – родился ребенок с тяжелым генетическим заболеванием. Увидела, как тяжело приходится их родителям – помимо огромной моральной травмы, им приходится сталкиваться с массой каждодневных бытовых проблем.
Посещая разные страны, я стала обращать внимание на то, какие условия созданы обществом, государственной и местными властями для того, чтобы обеспечить максимально полноценную жизнь людям с ограниченными возможностями, особенно больным детям и их родителям или другим опекунам.
Очень ценным в этом отношении является опыт Дании, в частности, Копенгагена. В датской столице всюду на тротуарах сделаны пандусы, в новых жилых домах и общественных зданиях установлены лифты, в которых помещается инвалидная коляска. На лифте можно также спуститься в метро (удобно не только для инвалидов, а и для родителей с колясками, а также пассажиров с тяжелыми сумками). С коляской можно ездить в автобусе, зайти в поезд метро. Детей с ограниченными возможностями можно без проблем определить в специальный садик и школу, где ими занимается большой штат воспитателей и учителей (в группе с 6 детьми есть 3-4 воспитателя). Многие услуги оплачивает государство и местное самоуправление.
Такую инфраструктуру для людей с ограниченными возможностями нужно создавать и в городах Эстонии. Местные самоуправления должны уделять этому вопросу гораздо больше внимания. В Таллинне что-то, конечно, делается, но этого явно недостаточно. О степени развития и зрелости общества в большой мере судят по отношению к своим более слабым согражданам. Мы все, и власти в первую очередь, должны защитить тех, кто сам не в состоянии позаботиться о себе.