В одночасье избавиться от пасхальных настроений трудно, и нынешний обзор будет многие последние события освещать в морально-этическом аспекте.
Неделя в стране и в мире: перенос мемориала в Хаапсалу и проблемы этики
Много красивых слов было в известной резолюции ООН о невмешательстве во внутренние дела Ливии, о недопустимости поддержки одной из сторон, и о защите мирного населения как главной цели участия Запада в этом конфликте. Но то, что происходит сейчас, иначе как ковровыми бомбардировками, попыткой физического уничтожения Каддафи и его сторонников заодно с разрушением Ливии назвать нельзя. Уж на что изначально дистанцировалась Россия от оценок действий западного альянса, но даже она не выдержала и устами премьера Путина резко высказалась об этом.
На пасхальной неделе папа римский призвал остановить кровопролитие. В свое время предыдущий папа просил Клинтона отказаться от бомбардировок Югославии в православную Пасху. Но у нынешних западных лидеров нет иных авторитетов, кроме нефти и власти. Она им заменяет все христианские заповеди и таинства. Что же еще должно произойти, чтобы это безумие наконец прекратилось?
С велосипедистами в Ливане без изменений. Хотя появляется новая линия в поведении главы МИДа: он задумался о необходимости открытия новых дипломатических представительств в этом регионе. Как будто открытое после реновации в 2009 году в Израиле посольство перегружено сверх меры и других проблем в эстонской внешней политике нет. А новые десятки тысяч евро возможных затрат для Эстонии – сущий пустяк. Бюрократия бессмертна.
Но есть и безобразия местного масштаба, которые говорят об очень больших проблемах в Эстонии с моралью и элементарной справедливостью. Руководитель Кассы по безработице Меэлис Паавел, наказанный в прошлом году за некорректное проведение тендера (многие его клиенты за гораздо меньшие провинности остались без работы) в конце концов оказался в списках премированных по итогам года. Особенно обращаю внимание на род деятельности учреждения, где все это происходило. А неким странным фоном всей истории было то, что последние 2-3 недели работники именно этой государственной (!) структуры много выступали в СМИ с комментариями на тему: в каком количестве и по какой причине наказывали за нарушение правил несчастных безработных, которые даже без наказаний живут у нас впроголодь.
А сейчас выскажусь о том, что наверняка не понравится многим читателям. О переносе мемориала в Хаапсалу. Я не вижу в этом вселенской трагедии. Если местное самоуправление открыто принимает обоснованное решение, то причем здесь Бронзовая ночь и неуважение к павшим. Есть у таких событий иное измерение. Существуют множество гораздо более достойных внимания проблем с захоронением павших русских воинов. Например, советские генералы, захороненные в 50-х на кладбище Метсакальмисту. Некоторых из них считают участниками депортаций. Это главное кладбище страны. Оно переполнено. Пока робко (но в любой момент это может обостриться) ставится вопрос о желательности переноса их останков в другое место.
Много проблем с комплексом «Разорванное кольцо» и на Синимяэ. Одним словом, существуют десятки таких проблем по всей Эстонии, и их когда-то надо решать всем миром, русским миром Эстонии. Именно в этой области отсутствие полноценной русской общины дает о себе знать больнее всего. Давно пора осознать, что проблема захоронения павших героев требует комплексного решения, понятного всем местным русским, отражающим новые реалии и закрепленного государственной властью всех уровней, возможно – отдельным законом. Иначе до бесконечности будут происходить большие и малые беспорядки, а русские в Эстонии жаловаться на власти и весь мир, что кто-то не уважает их павших воинов.
Даже могу предложить место для нового памятного камня, которое касается событий, ранее никем не отмеченных. В окрестностях Табасалу произошли кровопролитные бои в августе 1941 года, во время обороны Таллинна. Павшие там советские воины достойны нашей памяти.
Завершить этот обзор хочу поучительной историей. Она произвела на автора самое большое впечатление из прочитанного за последнее десятилетие. Камилло де Леллис. Вторая половина шестнадцатого века. Наш герой первую половину жизни был символом порочных страстей, даже в момент своего рождения (он имел врожденный сифилис). Еще до совершеннолетия проявил себя недостойно во всех смыслах. Став совершеннолетним, поступил в наемники. Даже из этой корпорации людей, порочность которых уступала лишь жрицам любви, он был изгнан за недостойное поведение. После чего пытался несколько раз жить в монастырях, но даже ангельское терпение монахов было не беспредельно, и он несколько раз изгонялся за недостойные поступки. Но, вернувшись однажды в монастырь, полностью переменился. Позднее он расскажет о том, что ему было видение, и господь призвал остановиться и начать новую жизнь. Он стал ухаживать за калеками и тяжело больными. Навел порядок в помещениях для больных. Целыми днями сидел, морально поддерживая умирающих. Что ранее считалось наказанием и делом преступников (уход за инфекционными больными), он делал с радостью и приобщил к этому других обитателей монастыря. После кардинальных изменений в одном монастыре сделал тоже в нескольких других. Он основал орден камиллианцев. Именно его можно считать родоначальникам монашеского милосердия и многого в современной организации медицины. Умер он окруженный безмерно скорбящими учениками и последователями, и впоследствии канонизирован католической церковью. Никогда не поздно изменится к лучшему!