Cообщи

Падение EKRE и серьезная потеря центристов (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Михаил Кылварт.
Михаил Кылварт. Фото: Tairo Lutter

Что и почему потеряла Центристская партия? Отчего Таави Рыйвас собрал столько голосов? В чем секрет падения EKRE? Об этом специально для портала Rus.Postimees рассуждает политолог Рейн Тоомла.

Если говорить об Эстонии в целом, картинка на этих местных выборах более-менее та же, что и на предыдущих. С одним исключением, и по всей Эстонии такое исключение составляет партия EKRE. По сути EKRE – это старый Народный союз, и примерно в той же ситуации Народный союз был лет пятнадцать назад. Теперь он вновь возник на картинке в лице EKRE, пропустив выборы и 2009-го, и 2013 года. Это то, что больше всего бросается в глаза на этих выборах.

На местных выборах лучше говорить о местных проблемах

С EKRE интересно еще и то, что летом по опросам они занимали второе место, а в итоге пришли только четвертыми – с заметно худшим результатом. Видимо, ответы на опросы были обусловлены скорее тем, что EKRE была оппозиционной партией в парламенте. Оппозиции всегда несколько легче, они могут говорить то, что думают, в отличие от коалиционных партий, которые семь раз подумают прежде, чем что-либо сказать. До выборов EKRE рассчитывала на 15 процентов, в итоге получила семь – и надо понимать, что это и есть уровень EKRE на данный момент. Собственно, и на парламентских выборах они набрали примерно столько же.

Вполне возможно, что тут сыграли роль агрессивные высказывания EKRE, а агрессивность - это одно, а конструктивность - все-таки другое. Кроме того, EKRE часто говорила об общегосударственных проблемах. Понятно, что на местных выборах эти проблемы поднимаются так или иначе – и все-таки членам партии стоило уделять больше внимания местному уровню. Такие темы, как мультикультурность или однополые браки, все-таки не должны доминировать.

Серьезная потеря Центристской партии

Доля голосов избирательных союзов осталась примерно такой же, как раньше. Если говорить о партиях, центристы потеряли примерно три процента, а реформисты, наоборот, набрали больше голосов, но такое происходит на каждых выборах.

Отдельно нас интересует, конечно, Таллинн. В Таллинне в первую очередь важно то, что Центристская партия сохранила единовластие, но, если сравнить нынешние выборы с предыдущими, окажется, что в Таллинне ЦП потеряла восемь процентов избирателей. Это уже серьезно. Партия должна провести очень тщательный анализ причин произошедшего.

Да, конечно, ни одна политическая сила не может доминировать вечно, и любая популярная партия сталкивается с тем, что за нее голосуют меньше. Понятно и то, что одна из причин носит имя Эдгар Сависаар. При этом избирательный союз Сависаара и бизнесменов надежды определенно не оправдал. Все-таки все они надеялись, что их в горсобрании будет больше и они смогут влиять на какие-то решения. Говорили даже, что они могли набрать 20 процентов, но постепенно этот процент падал и падал - и по последним опросам было видно, что союз еле преодолевает избирательный порог. В итоге мандат получил один Сависаар.

Защитим Таави Рыйваса от нападок?

Реформисты значительно улучшили свои позиции в Таллинне, набрав почти в два раза больше голосов, чем на прошлых местных выборах. Это положительная сторона. Возникает вопрос: как мог повлиять на избирателя скандал с Таави Рыйвасом? Оказывается, что никак, то есть если скандал и повлиял, то совсем наоборот, он мобилизовал реформистского избирателя. По опросам за реформистов в Таллинне должны были проголосовать где-то 15 процентов избирателей, и если бы проголосовали в итоге 12-13 процентов, стало бы ясно: виной всему – Рыйвас. Но поддержка, наоборот, увеличилась до 21 процента.

Такое «противоестественное» голосование, впрочем, случалось и раньше. Самый яркий пример тут – тот же Сависаар. В 2010 году об Эдгаре Сависааре заговорили как об агенте влияния, его подозревали в сотрудничестве со спецслужбами РФ – но на выборах 2011 года он набрал очень много голосов, и явно потому, что на него пытались навесить ярлык. Избиратель в таких случаях ощущает, что с его любимцем обошлись нехорошо, что нужно его защитить – и мобилизуется.

Коалиция в Таллинне: будет ли, и если да, то с кем?

Если говорить о Таллинне, вопрос, что будет дальше. Конечно, центристы могут продолжать управлять Таллинном единолично, однако это было бы нехорошо хотя бы в свете той критики, которой всю дорогу подвергалась партия, – и нельзя сказать, что эта критика была высосана из пальца. Так что центристам стоило бы подумать о коалиции. С кем – вопрос.

Многие говорят о соцдемах, когда-то у них уже была коалиция с центристами – она распалась ровно после того, как о Сависааре заговорили как об агенте влияния. Но сегодня этой проблемы уже нет. На деле вопросов тут больше: какие именно места может предложить Центристская партия своему партнеру по коалиции, например. Понятно, что места эти так или иначе – политические, и добиваться их почетно и полезно хотя бы ввиду грядущих выборов 2019 года.

Наверх