Глава МВД о квотах на иностранных рабочих: мы боимся не только наплыва русскоязычных (10)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Министр внутренних дел Андрес Анвельт рассказал в прямом эфире о ситуации с нелегальными украинскими работниками на рынке труда Эстонии и перспективах решения проблемы переполненных квот на ввоз иностранной рабочей силы. 

В студию также был приглашен руководитель Украинского землячества Евген Цыбуленко. Смотрите беседу в повторе!

Ключевой темой стал вопрос о том, почему Эстония закрывает пути для легальных работников-иностранцев, отказываясь увеличивать квоту, и потворствует использованию нелегальных схем. Глава МВД разъяснил позицию государства. 

Андрес Анвельт: – Согласен, что нужно менять схему квоты на ввоз высококвалифицированных специалистов. Но нужно понимать, что это очень политическая тема!

Ведущая: – Мы боимся наплыва русскоязычных?

Андрес Анвельт: – Нет, не только! Мы боимся, что не сможем контролировать наплыв иностранной рабочей силы. Найти политический компромисс очень сложно. Нужно к этому подходить с умом, терпеливо вести переговоры с партнерами. На сегодня ни одна политическая партия не готова упразднить квоты на ввоз иностранных специалистов. Против открытия рынка высказывается и 75% населения. Нужно найти точки соприкосновения, нащупать то место, где возможен компромисс. В первую очередь речь идет о высококвалифицированных специалистах. 

Кроме того, открытие рынка может плохо повлиять на нашего местного работника. В Ида-Вирумаа тысячи безработных. Тем не менее, таллиннские строительные фирмы предпочитают выходить на скользкий лед с нелегальными работниками, рискуя получить штрафы.

Летом была создана большая рабочая группа с участием работодателей, профсоюзов, ученых, которая будет разрабатывать новую систему квот на ввоз иностранной рабочей силы. Каждый год мы выводим из-под квоты часть специальностей, связанных с IT, наукой, медициной. За счет этого квота расширяется. В будущем квота может зависеть и от того, сколько работодатель будет согласен инвестировать в интеграцию этих людей. С какого-то момента специалисты с высокой зарплатой будут выводиться из-под квоты.

Если работодатель хочет вывести специалиста из-под квоты, он должен в него инвестировать. Эта схема уже работает. Кстати, на девять месяцев работника можно пригласить на ту же стройку вообще без квоты! Проблема в том, что многие норовят уйти от налогов и ищут лазейками. Рейды и штрафы – это одна из мер воздействия.

Если мы полностью откроем наш рынок, работодателей это обрадует, а вот местные кулинары и строители окажутся в условиях жесткой конкуренции. Зарплаты упадут!

Евген Цыбуленко: – Министр несколько упрощает ситуацию, сводя всё к тому, что происходит уклонение от налогов. Ситуация сложнее, поскольку в Эстонии мы имеем дело не просто с безработицей, а со структурной безработицей. У нас много вакансий, на которые эстонцы просто не хотят идти работать. Многие украинцы как раз и занимают те места, где работодатели не могут найти рабсилу. И заполняют они эти вакансии не потому, что хотят уйти от налогов.

Андрес Анвельт: – Касса страхования от безработицы запускает миллионные проекты по переобучению безработных.

Евген Цыбуленко: – Но готовы ли они сами заниматься переобучением? 

Андрес Анвельт: – В Ида-Вирумаа не совсем структурная безработица. Просто там массово закрываются предприятия. Поэтому нужно заниматься переобучением. 

Ведущая: – Насколько критична ситуация с нелегалами?

Андрес Анвельт: – Наплыв трудовых мигрантов-нелегалов есть, но он не такой большой, как кажется. В основном это касается Таллинна, где развернулись огромные стройки. 

Система аренды рабочей силы – не противозаконна. Это схема JOKK. Но, очевидно, что Эстония не досчитывается своих налогов. Кроме того, работников у нас привозят и вообще без всякого JOKK. Поэтому мы и участили проведение рейдов по стройплощадкам, чтобы выследить нечестных работодателей.

Мы хотим к концу года внести изменения в законодательство, которые будут касаться иностранных работников.

Ведущая: – Как часто приезжие украинцы обращаются со своими бедами в родную общину?

Евген Цыбуленко: – Мы не можем находиться абсолютно в стороне. В первую очередь мы направляем людей в те организации, которые могут оказать им помощь. Living For Tomorrow MTÜ – одна из таких организаций, которая занимается проблемами торговли людьми и нелегальными мигрантами. Часто в подобных случаях люди боятся обращаться в госорганизации. Есть еще Эстонский центр по правам человека, Фонд интеграции и миграции и т.д.   

Андрес Анвельт и Евген Цыбуленко в студии: нелегалы на рынке труда – новая головная боль Эстонии?/ Фото: Pm/ Одежда ведущей: Luisa Spagnoli Estonia 
Андрес Анвельт и Евген Цыбуленко в студии: нелегалы на рынке труда – новая головная боль Эстонии?/ Фото: Pm/ Одежда ведущей: Luisa Spagnoli Estonia Фото: Pm
  • Каковы масштабы наплыва трудовых мигрантов-нелегалов с Украины? 
  • Готова ли Эстония высылать трудовых нелегалов и полулегалов? 
  • Если увеличивать штрафы, то против кого? Наказывать горе-работников с Украины или махинаторов-посредников? 
  • Горе-гастарбайтеры остаются без зарплат, а эстонское государство без налогов. Как положить этому конец?
  • Почему украинцы столь уязвимы в Эстонии? Как защищает их родная община? Куда обращаться за помощью?

Одежда ведущей: Luisa Spagnoli Estonia 

Наверх