Индрек Петерсон: До заключения договора генеральный подрядчик отправится в э-пространство и будет достаточно просто распечатать регистрационный код субподрядчика. Если добьемся того, что предприятия смогут сделать осознанный выбор, то цены повысятся, а конкуренция снизится.
Райво Ранд: Дела у нас сейчас зашли так далеко, что для некоторых фирм зарплаты в конвертах – вопрос выживания. Собственник топит одну фирму и создает вместо нее новую. Одной из причин является то, что квалификационные нормы в господрядах слишком низкие.
- Сильные субподрядчики исчезли массово?
Райво Ранд: в 2007 году в строительном секторе было 43 предприятия, на которых работали более 100 работников (сейчас их меньше десяти – ред.)
Индрек Петерсон: Сейчас доля микропредприятий составляет 92 процента. Наши микропредприятия не вполне в состоянии действовать на рынке законопослушно, чтобы иметь достаточную производительность. Это снижает производительность на всем рынке.
Руть Аннус: Раньше говорилось, что для многих микропредприятий использование, например, незаконной рабочей силы - это вопрос выживания. Нужны ли строительному сектору такие предприятия? За девять месяцев на краткосрочные работы в строительном секторе у нас были приняты 1929 иностранцев. Это очень много. Действительно ли это то, что нужно сектору для устойчивого развития?
- Не нужно ли поощрять долгосрочных работников определенной квалификации, а не разнорабочих, которые выполняют разовые поручения?
Иво Яанисоо: На самом деле стройка – это не сезонная работа, как, например, у сборщиков ягод. То, что строительный сектор у нас настолько цикличен, создает проблемы. Этим нам нужно заниматься. Государство у нас маленькое, заказов мало, частный сектор имеет большую долю. Доля экспорта очень маленькая. Мы должны думать, как могла бы начать расти конкурентоспособность строительных предприятий.