Незаконно уволенная женщина с малышом взывает к справедливости (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Трудовая инспекция помочь пока не смогла.
Трудовая инспекция помочь пока не смогла. Фото: Urmas Luik / Pärnu Postimees

Нарвитянка Юлия Красилова родила ребенка 27 февраля 2015 года, а вскоре узнала, что с апреля она уволена. Да еще якобы по собственному желанию. Таким образом бывшая продавщица мясного ларька уже дольше двух лет не может найти защиту, хотя Комиссия по рассмотрению трудовых споров и встала на сторону уволенной работницы с малышом на руках.

Когда Юлия уходила в декрет три года назад, ничто в разговорах с работодателем не предвещало ее увольнения. Беременная женщина, невзирая на осложненное состояние, все равно приходила на рабочее место внутри крытого рынка "Narva Centrum", чтобы помочь освоиться замещающему продавцу, которого сама же и нашла, потому что работодатель находится не в Нарве, а в Таллинне. "У нас были очень хорошие отношения с работодателем, я никогда его не подводила, и он меня никогда до этого не обижал. Единственное, что он столько времени обещал меня оформить, а потом оказалось, что я так и не была оформлена", - рассказала Юлия, в собственном бессилии обратившаяся за помощью в СМИ.

Согласно отметке в регистре трудовой занятости Налогово-таможенного департамента, Юлия Красилова с 1 апреля 2015 года прекратила трудовой договор с BBP Kaubandus Grupp по собственному желанию. Более того, начало ее трудового договора работодатель оформил ей тем самым числом - 5 сентября 2014-го, когда Юлия уходила в декретный отпуск. Проще говоря, неучтенным оказался ее предыдущий стаж, начиная с 2007 года.

Юлия сегодня признается, что до декрета она должным образом не интересовалась своими трудовыми документами, так как медицинское страхование было у нее все равно - из-за инвалидности. Зарплату же продавец получала на руки, по ее словам, ежедневно, и ясно, что с налогами там было, мягко говоря, не очень хорошо. Но все это - другая история из прошлого, тогда как сегодня женщине надо заниматься будущим, и, к сожалению, не только маленьким ребенком и семьей.

О факте своего увольнения "по собственному желанию" Юлия Красилова узнала, занявшись оформлением налоговой декларации весной 2015-го. До того времени она была уверена, что работа продавцом на рынке за 355 евро в месяц ждет ее возвращения из отпуска по уходу за ребенком. Собеседница уверяет, что заявления об увольнении не подавала и расчет не получала.

"Я обратилась за помощью в Нарвское отделение Комиссии по трудовым спорам, подала все требуемые документы, это было примерно полтора года назад, - рассказывает Юлия. - Комиссия по трудовым спорам выдала мне свое решение, в котором посчитала мое увольнение незаконным, ничтожным, и ее сотрудники сказали, что я могу спокойно в декретном отпуске воспитывать своего ребенка. Еще мне там сказали, что когда я буду выходить на работу, то должна написать заказное письмо в фирму о том, что готова приступить к своим трудовым обязанностям с такого-то числа. Но, когда я отправила такое письмо, оно вернулось обратно как не полученное адресатом. Когда я вновь обратилась в Комиссию по трудовым спорам с вопросом, что же мне делать дальше, там мне сказали - напишите еще одно письмо в фирму о том, что вы расторгаете трудовой договор, и это происходит по вине фирмы. И это второе письмо тоже вернулось, как невостребованное".

В сентябре 2017 года из Комиссии по трудовым спорам Юлии Красиловой пришло сообщение о том, что ее так и не вернули в регистр как действительного работника, так как решение комиссии о ничтожности увольнения не вступило в силу. Обоснование - невозможность доставить решение комиссии работодателю. "Я больше чем уверена, что он умышленно не получает письма, а пока он их не получает, решение не вступает в силу", - комментирует Юлия.

По ее новому заявлению 9 ноября 2017 года пройдет другое заседание Комиссии по трудовым спорам: заявительница теперь просит помощи не с восстановлением на работе, коль уж это невозможно, а чтобы просто поменяли в регистре статью увольнения. Дело в том, что пока там значится необоснованное "по собственному желанию", Касса страхования от безработицы не может выплачивать женщине компенсацию, а встать туда на учет Юлия планирует в феврале, когда завершится ее отпуск по уходу за малышом. "Пока буду получать компенсацию, смогу найти себе новую работу", - надеется она.

Однако в комиссии Юлию уже предупредили, что и от нового решения проку, наверное, не будет - оно тоже не сможет вступить в силу, если работодатель снова не получит письмо. Матери с маленьким ребенком на руках посоветовали обращаться в суд, у которого возможностей куда больше.

"Вот так чаще всего и склоняют людей опустить руки и просто идти дальше", - считает Юлия, утверждающая, что у нее сейчас нет возможности судиться. Еще один тривиальный аспект проблемы - расходы денег и времени: Юлия не нашла в Нарве ни одной бесплатной юридической помощи. Во время подачи ее первого заявления в комиссию такая помощь в Нарве еще имелась, но к настоящему моменту уже ни одного бесплатного юриста нет. "Честно, я уже не знаю, куда обращаться. Обращение в прессу - это последний крик души, потому что я одна с маленьким ребенком и сама бороться со всякими инстанциями я уже устала. Просто не знаю, куда деваться!"

Бывший работодатель Юлии Красиловой - Александр Багров, живущий в Таллинне, давно отмахнулся от нарвитянки, сказав ей по телефону, что продал фирму и беспокоить его больше не надо.

Сегодня в телефонном разговоре с Rus.Postimees Багров припомнил, что была такая история: "Я помню, что мы полюбовно с Юлей расстались, и никаких вопросов у меня к ней не было". Тому, что уволенная Юлия являлась мамой с новорожденным малышом на руках, Багров значения не придает.

Поступало ли от этой работницы заявление об увольнении по собственному желанию, чтобы расторгнуть трудовой договор с ней именно на этом основании? "Я уже, честно говоря, все детали этого процесса не помню, но помню, что мы с ней красиво закрылись, она пошла рожать, и всё. А сейчас фирма давно продана, тема закрыта - и ничем не могу помочь", - ответил Александр Багров.

"Помочь с работой я не могу - сейчас нет работы", - добавил предприниматель, занятый бизнесом в другой фирме.

Руководитель юридического бюро Invictus Юри Асари, к кому корреспондент Rus.Postimees обратился за советом для незаконно уволенной работницы, посмотрел, что, по данным Коммерческого регистра, работодатель Юлии Красиловой - фирма BBP Kaubandus Grupp OÜ была основана в 2012 году, но отчеты о своей деятельности представляла только в 2012 и 2013 годах. 20 марта 2015 года из состава правления вышли Александр Багров, Любовь Палашна и Олегс Байковс, а доверенность члена правления Артура Корола истекла двумя неделями ранее. Асари еще отметил, что по состоянию на начало текущей недели задолженность фирмы по налогам составляет 17678 евро. "По всему видно, что бизнес у BBP Kaubandus Grupp OÜ не пошел, и банкротство реально", - считает он.

Юри Асари подтвердил, что изменить неверную запись в регистре трудовой занятости может, как правило, только работодатель. Он сам может сделать это в течение трех месяцев просто по интернету, а по истечении трех месяцев с момента внесения записи внести исправления можно только на основании представленного Налогово-таможенному департаменту обоснованного ходатайства от работодателя. "Но это ходатайство может предъявить и работник", - обнадежил юрист.

"К ходатайству надо приложить решение комиссии и письмо о невозможности поставить отметку о вступлении в силу. Вышесказанное касается только аннулирования записи о расторжении трудового договора по соглашению сторон. В этом вопросе, по крайней мере, имеется решение комиссии, не вступившее в силу", - Юри Асари считает, что Юлии Красиловой надо попытаться самой обратиться в налоговый.

На случай, если исправление данных по ходатайству работника Налогово-таможенный департамент не сочтет возможным, то в отказе, по крайней мере, он объяснит, как поступить правильно.

"Возможно, на самом деле придется обращаться в суд, у которого намного больше полномочий, чем у комиссии, - советует Юри Асари. - Например, суд может вручить документы ответчику через оповещение в Ametlukud Teadaanded, использовать для вручения документов полицию или судебного исполнителя. Он так же может счесть документы врученными, направив их по юридическому адресу фирмы".

"В трудовых спорах работники освобождены от уплаты госпошлины, а образец иска можно найти на сайте www.kohus.ee. Так что к адвокатам обращаться не обязательно, - подчеркивает юрист. - За помощью можно обратиться и в Eesti Õigusbüroo OÜ, которое субсидируется государством и соответственно его услуги не стоят дорого".

Наверх