Но народ – не частное и не юридическое лицо, оскорблять его можно сколько вздумается. Каждый может уехать за границу и там, просветлившись, до конца жизни вытирать ноги о местное простонародье, которое питает его мозги и пищеварительный тракт, изрыгать уничтожающие обобщения насчет целого народа – как известно, этим и занимались в первой половине прошлого столетия настоящий нацисты. Иногда наши ораторы походят на сапера Водичку, каждое высказывание которого о жизни кончалось выводом «все мадьяры – шваль». Вспоминается мне такой диалог:
— Короче говоря, мадьяры — шваль, — закончил старый сапер Водичка свое повествование, на что Швейк заметил:
– Иной мадьяр не виноват в том, что он мадьяр.
– Как это не виноват? — загорячился Водичка. – Разве это люди? Скоты!
Эту же аксиому использовал инспектор Кукеке из сериала Канала 2 «Wremja» («Вы не люди, вы скоты!»), а теперь ее взяли на вооружение некоторые лидеры общественного мнения.
У Джека Лондона есть сравнительно короткий и малоизвестный рассказ «Гиперборейский напиток». Его поучительное содержание излагает один абзац: «Мусу – это индеец, живший где-то далеко на Чиппеване. Но вся беда в том, что он любил болтать насчет Священного Писания. Одну зиму он жил с бродягой, канадским французом, который в свое время готовился в священники, и потому голова Мусу была забита разными чудесами, диспутами, разрешениями грехов и еще всякой всячиной, которой он и сам не понимал. Если бы не это, он был бы отличным парнем, весьма полезным и в пути, и у костра».
Однако этот самый Мусу использовал засевшие в его голове и бессмысленно хранившиеся там цитаты для того, чтобы одурачить, ободрать как липку и поработить свой народ. Он убедил соплеменников в своем колоссальном духовном превосходстве, устроил нечто вроде вроде выборов и победил, после чего забрал себе лучших женщин, тюленьи шкуры, собак, самогонный аппарат и все остальное имущество племени.