Там, где коммунисты приходили к власти, они заводили страну в болото. Но не в Китае (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Президент Китая Си Цзиньпин
Президент Китая Си Цзиньпин Фото: WANG ZHAO/AFP/Scanpix

Почему у одних коммунистов экономика процветает, а другие сгубили свою страну? Об этом рассуждает политолог Ристо Киви.

Начавшийся на прошлой неделе и завершившийся на этой XIX съезд прошел предсказуемо. Си Цзиньпин (64) был избран председателем партии, т.е. весной он почти наверняка будет избран и президентом КНР. Кроме того, он является председателем военного комитета, т.е. непосредственно контролирует вооруженные силы государства и занимает еще несколько важных должностей.

По сути, Народная Республика за пять лет правления Си все больше двигалась в направлении единоличной власти. Ранее скорее можно было говорить о «коллективной автократии». Однако Си – все же не настоящий диктатор. По крайней мере, пока. В постоянный комитет Компартии, состоящий из семи членов и, по сути, управляющий государством, были избраны только «люди Си». Из прежних членов свой статус сохранили лишь премьер-министр Ли Кэцян (62), который тоже поддерживает председателя.

Если что и удивило, так это что Си не назвал своего преемника. В Китае со времен Дэна Сяопина существует негласная договоренность, что председатель Компартии занимает должность два пятилетних срока, а затем на исходе второго срока, проконсультировавшись с членами постоянного комитета, назначает полуофициального преемника. Эта система должна, с одной стороны, препятствовать возникновению диктатуры и культа личности, а с другой – обеспечить плавную передачу власти. Поскольку Си, по крайней мере, до сих пор не назвал преемника, можно не без основания заподозрить, что он намеревается остаться на посту китайского лидера на третий срок. Или же в ядре партии существуют большие разногласия, чем пытаются представить.

Так или иначе Си стал самым влиятельным китайским лидером после Мао Цзедуна и Дэна Сяопина. И его позиции на съезде явно усилились.

То есть можно смело утверждать, что Си является сейчас самым могущественным лидером в мире. Особенно, если учесть, что нынешний президент США Дональд Трамп – кто угодно, но не сильный руководитель и его позиции в Белом доме крайне непрочны. Зато Си наслаждается поддержкой и членов партии, которых насчитывается около 90 миллионов, и поддержкой народного большинства. Его собственная, а также международная экономическая и политическая позиция Китая укрепляется в опережающем темпе.

Компартия Китая может гордиться

В своей трехчасовой речи на открытии съезда Си изложил свое (и партийное) видение развития Китая в предстоящее десятилетие. Программа амбициозна. Цель состоит в том, чтобы создать к следующей эпохе “социализм с китайскими особенностями”. Эту фразу Си подчеркнул несколько раз. Его вторая любимая фраза – “национальное омоложение Китая”.

Более далекой целью является превращение Народной Республики к 2049 году в “большую современную социалистическую страну”. Это означает - обеспечить всему населению внутри страны стабильную жизнь и высокий ее уровень, а в международном плане – вывести Китай на лидирующую позицию в мире.

Если учесть развитие Китая в последнее десятилетие, это реалистичная цель. После экономических реформ, запущенных в 1978 году при Дэне Сяопине, китайская экономика росла в среднем более чем на 10% в год. Объем экономики вырос в десятки раз, на основе паритета покупательской способности Китай уже сейчас является крупнейшей экономикой мира (22,3 триллиона долларов), явно опережая США (18,5 триллиона долларов).

Экономическому могуществу сопутствует военное и политическое. Под руководством Си Китай сейчас модернизирует свои вооруженные силы, и хотя пока он явно уступает здесь США, время играет на него. Следует учесть и то, что достижения китайцев в области науки и техники уже сейчас вышли на мировой уровень. Особенно в ключевых областях - таких, как искусственный интеллект, квантовые компьютеры, коммуникации и космические технологии. Гигантский инфраструктурный проект “Один пояс, один путь”, который официально планируется как призванный оживить мировую экономику, несомненно увеличит и геополитическое влияние Народной Республики.

Вскоре Китай будет занимать лидирующую позицию практически во всех областях. И это под руководством Коммунистической партии.

Особенности китайского социализма

Пока в Пекине проходил съезд Компартии Китая, в России почти исполнилось 100 лет с Октябрьской революции, после которой к власти пришли коммунисты-большевики. В отличие от Китая в России-СССР социалистическо-коммунистический эксперимент в итоге провалился. Правда, у Советского Союза было много значительных достижений, взять хотя бы победу во Второй мировой войне или запуск первого спутника и первого человека в космос, но в конечном итог эксперимент оказался неудачным.

Та же судьба постигла социалистические эксперименты в других странах. Например, Северная Корея стала, конечно, ядерным государством, но засадила часть населения в концлагерь, а другую заставила прозябать в нищете. Или взять Венесуэлу, где существует дефицит товаров первой необходимости и риск гражданской войны.

Согласно марксистскому учению капиталистическая общественно-экономическая система неизбежно должна смениться социалистической, а затем коммунистической, поскольку последние экономически более эффективны и обеспечивают населению более высокий уровень жизни и большую социальную справедливость. Но этого не произошло ни в Советском Союзе, ни где бы то ни было. Всюду, где коммунисты приходили к власти, они заводили страну в болото, За исключением Китая (Вьетнам – второе исключение).

В чем секрет успеха китайских коммунистов? Смогут ли они реабилитировать марксизм?

Во-первых, следует учесть, что Народная Республика не является социалистическим государством в марксистском смысле. Рост Китая начался в 1980-е, после того как Дэн Сяопин в 1978 году запустил в стране рыночные, по сути, капиталистические реформы. Частный сектор охватывает около 70% китайской экономики. В Китае более ста миллиардеров, но большая часть населения живет по нашим меркам бедно или очень бедно. Коэффициент Джини, который измеряет экономическое неравенство, в Китае равен 46,2%. Это высокий показатель (чем он выше, тем больше неравенство в обществе). В Эстонии соответствующий показатель равен 34,8%, в США – 41,1%, в России – 40,1%.

То есть Китай ни в коем смысле не является социалистическим обществом. Скорее там существует государственный капитализм, поскольку государство с помощью кнута и сектора направляет деятельность частного сектора, контролирует банковскую систему, составляет планы развития и т.п. Но базируется экономика на частном капитале и рынке.

Китай остается “социалистическим” в том смысле, что все государство находится под контролем Коммунистической партии. Если одно время государство в известной степени двигалось в направлении демократического устройства, то во время правления Си Компартия упрочила свою власть. И кажется, эта тенденция продолжится.

Когда Михаил Горбачев начал Перестройку в СССР, он дал свободу прессе (гласность) и запустил процесс демократизации, оставив экономику преимущественно под контролем государства, а китайские коммунисты сознательно пошли по прямо противоположному пути – более-менее отпустили экономику, но сохранили политический контроль над обществом и государством. Успешно.

По крайней мере, неофициально Китай не отказался от социалистического развития. К середине века Народная Республика должна стать “социалистическим государством с китайским своеобразием”. Что это означает, никто не знает. Возможно, они, в конце концов, собираются достичь социализма и коммунизма. Но до сих пор задачей Китая было обогащение и еще раз обогащение. Хотя это и не слишком противоречит учению Маркса, поскольку, согласно марксизму, переход к социализму может произойти только в высокоразвитом и богатом обществе. Нищетой нецелесообразно и невозможно справедливо делиться.

В любом случае обогащение под руководством китайской Компартии происходит неплохо.

Наверх