Cообщи

BLRT: квоты на иностранную рабочую силу тормозят развитие Эстонии (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
BLRT.
BLRT. Фото: BLRT Grupp

Более десяти лет прошло с момента, когда эстонский рынок труда впервые столкнулся с незнакомой ранее проблемой – при достаточном количестве безработных начал ощущаться серьезный дефицит работников. Мы переживали кризисы, в той или иной мере разрешая проблемы, наращивали мощности, увеличивали эффективность. Однако ситуация с рынком труда со временем только ухудшалась.

Все явственнее ощущалась именно нехватка квалифицированных специалистов и рабочих. Первое время баланс можно было поддерживать при помощи внутренней миграции, когда потребности в рабочей силе одного региона Эстонии компенсировались за счет ищущих работу из других регионов. Однако сегодня можно с уверенностью сказать, что привлекательность и близость западных рынков, в первую очередь Финляндии, привела к тому, что такое явление, как внутренняя миграция, себя исчерпало. Недостаток высококвалифицированных сварщиков, операторов станков с ЧПУ, инженеров, ИТ-специалистов одинаково остро ощущается как в Ида-Вирумаа, Валгамаа, Тарту, так и в Таллинне.

Ярко выраженная структурная безработица, проблемы старения населения, близость и привлекательность западных рынков и, как следствие, большой отток квалифицированных специалистов самого продуктивного возраста, серьезно тормозят развитие предприятий и экономики Эстонии в целом. С этой проблемой столкнулась не только Эстония, но и другие европейские страны, и решать ее необходимо комплексно. В том числе и с помощью привлечения квалифицированных специалистов и рабочих из третьих стран. Единственное, что сегодня мешает предпринимателям воспользоваться этой возможностью в полной мере – это наличие иммиграционных квот на рабочую силу.

Концерн BLRT Grupp имеет компании в семи странах, включая Латвию, Литву и Польшу. Имея опыт работы в этих странах, мы с уверенностью можем сказать, что отсутствие квот, а также более гибкая процедура найма иностранных работников не только упрощают сам процесс, но и снижают риски обогащения недобросовестных посредников. Не имея таких преимуществ, Эстония все больше проигрывает Латвии и Литве. Именно поэтому многие крупные проекты мы размещаем на наших литовских предприятиях.

В борьбе за квалифицированных работников активизировались и другие страны. Например, Польша ввела ряд мер, которые значительно упростили возможности для работы граждан третьих стран, пересекающих границу в рамках безвизового режима, тем самым повысив свою конкурентоспособность в борьбе за квалифицированных специалистов.

К сожалению, отношение к работникам из третьих стран в большей степени негативное. Они ассоциируются прежде всего с неквалифицированной рабочей силой, создающей конкуренцию местным работникам. Однако это далеко не так. Сегодня работники из третьих стран – это преимущественно образованные люди, имеющие квалификацию и опыт, которые зачастую просто невозможно получить в Эстонии. Также мало кто задумывается об упущенных возможностях, а именно: сколько средств недополучила Эстония из-за нереализованных проектов и планов только лишь из-за недостатка соответствующих специалистов.

Наличие квот на рабочую силу – это пережиток времени, который существенно снижает конкурентоспособность любого современного государства. Так, квоты на рабочую силу были установлены почти четверть века назад и с тех пор не пересматривались, хотя и политический и экономический ландшафт с того времени изменились до неузнаваемости. При действующем законодательстве, в условиях жесточайшей конкуренции за квалифицированных специалистов и рабочих, Эстония постепенно сдает свои позиции в то время, когда наши ближайшие соседи - Латвия, Литва и Польша, наоборот, постоянно предпринимают шаги для улучшения ситуации и повышения конкурентоспособности. 

Наверх