«Несмотря на сложную ситуацию в политической и экономической сфере, контакты в области культуры, образования и науки, человеческих отношений надо поддерживать, и позиция России в этом неизменна», - отметил в интервью Rus.Postimees спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Михаил Швыдкой в Таллинне: в образовании у нас нет остро нерешаемых проблем, но от мелочей многое зависит
Швыдкой приехал в Таллинн с двухневным визитом. Сегодня состоялись встречи с министрами культуры и образования Эстонии. Завтра в повестке визита – переговоры с вице-мэром Таллинна Михаилом Кылвартом, представителями Министерства иностранных дел и театральной общественностью Эстонии.
Публикуем интервью по итогам первого дня визита.
– Г-н Швыдкой, у Вас очень плотная программа визита в Таллинн. Вы уже провели встречи с министрами культуры и образования. А о чем вообще договаривались?
– Мы просто проанализировали ситуацию в сфере культуры, прикинули, что можно сделать, какие проблемы нужно срочно решать. Моя поездка связана с тем, что я проинформирую свое руководство, министров культуры и образования России о том, что мне кажется целесообразным сделать в ближайшие годы.
На самом деле, у нас неплохие отношения в области культуры. Совсем недавно национальная опера «Эстония» вернулась из Петербурга, где она выступила с большим успехом. Только что завершились спектакли «Золотой маски», фестиваль российского кино и многое другое.
Думаю, что эстонские зрители и профессионалы знают, что ситуация в культуре у нас неплохая. И в образовании у нас нет проблем – остро нерешаемых.
Тем не менее, ясно, что надо обсудить вопрос о взаимном признании дипломов. Естественно, мы заинтересованы в поддержании русского языка, и не только в трёх лицеях, которые успешно работают, но и в других образовательных учреждениях. Понятно, что нам хочется, чтобы были решены проблемы с логопедами.
Есть мелкие вопросы, о которых, казалось бы, и не надо говорить публично, но от этих мелочей (например, от того, насколько грамотно русские и эстонские дети будут говорить по-русски) многое зависит.
Сегодня у нас были очень доброжелательные беседы. Завтра на встрече с вице-мэром Таллинна мы будем говорить о взаимоотношениях Таллинна и Москвы, встретимся с коллегами из Министерства иностранных дел Эстонии.
Несмотря на сложную ситуацию и в политической, и в экономической сфере, контакты в области культуры, образования и науки, человеческих отношений надо поддерживать, и позиция России в этом неизменна.
– В Эстонии давно и успешно проходит театральный фестиваль «Золотая маска», и лёд в отношениях двух стран – ему не помеха. Возможно, нужны ещё какие-то совместные проекты, поскольку в нашей ситуации культурные мосты не менее важны, чем дипломатические. Есть ли новые проекты на повестке дня?
– Есть некоторые даты, которые вызывают абсолютно сентиментальные воспоминания. В 2020 году будет масштабно отмечаться завершение Второй мировой войны. И как бы по-разному ни интерпретировали послевоенную историю, это великая дата для всего мира.
Но есть еще одна дата, которая в 2020 году не будет вызывать никаких разночтений ни в Таллинне, ни в Москве. Это 100-летие Георга Отса – певца, голос которого был любим огромной страной.
Думаю, что если мы такую дату отметим вместе, то этот мостик согреет сердца эстонцев и русских.
Будет правильно, если мы вместе отметим и 100-летие Эстонской государственности в 2018 году. Здесь можно придумать много совместных проектов.
Сегодня я сказал уважаемому министру культуры, г-ну Саару о том, что мы могли бы, например, создать совместный симфонический молодежный оркестр, собрать вместе эстонских и российских молодых исполнителей. У нас сложились достаточно хорошие отношения с Академией театра и музыки, с ней сотрудничают и Московская, и Петербургская консерватории. Было бы желание! Неплохо иметь еще и деньги, но это не самое главное, поскольку денег всегда не хватает.
– Уже долгие годы, с 2004 года остается открытым вопрос о взаимном признании дипломов. В чем суть проблемы? И можно ли ее решить?
– Дело в том, что раньше взаимное признание дипломов существовало, но как только Эстония вступила в ЕС, возникли вопросы, которые нужно отрегулировать двусторонними соглашениями. Думаю, что это важно и для российских специалистов, которые приезжают работать в Эстонию, и для эстонских специалистов в России.
Опыт наших отношений с Германией и Латвией показывает, что вопрос взаимного признания дипломов решаем.
– О чем Вы сумели переговорить с министром образования? И какие темы хотите затронуть на встрече с вице-мэром Таллинна Михаилом Кылвартом, который отвечает за сферу образования?
– С министром мы говорили о школьном образовании. Сегодня соотношение гуманитарного и технического образования не вполне сбалансировано. В русской школе недостает гуманитарных знаний. Думаю, что у таллиннских и московских педагогов будут общие соображения на этот счет.
Мы заинтересованы в развитии трех лицеев, которые активно работают на русском языке (гимназии, подавшие ходатайства о сохранении преподавания на русском – прим.ред.).
Одна из интересных для нас проблем – переход от дошкольного образования к школьному, находящийся в компетенции городских властей.
– То есть, Россия всё-таки будет активно участвовать в образовательной программе, поддерживать школы с углубленным изучением русского языка – возможно, по аналогии с немецкими гимназиями, которые работают на основании международного договора?
– Мы обязательно будем работать в рамках Эстонского законодательства. Важно соблюсти все правовые нормы и не нарушать законов Эстонии.
Но совершенно очевидно, что российская сторона будет заниматься данным вопросом. Повторюсь, что это касается не очень заметных, но важных вещей – таких, как появление логопедов в русских лицеях, наличие учебников, помощь в компьютеризации классов и т.д.
– Вы руководите Московским театром мюзикла. Не хотели бы посотрудничать с эстонскими театрами? Насколько мне известно, ваш приезд вызвал ажиотаж в театральном сообществе...
– Руководить театром мне остается только по ночам (улыбается - прим.ред.).
Думаю, что ажиотаж вокруг моего визита связан с тем, что я долгие годы работал театральным критиком и много писал об эстонском театре.
Среди моих друзей были такие гиганты театральной жизни 60-80-х годов, как Вольдемар Пансо, Эвальд Хермакюла, Юлле Томинг, Микк Микивер, Юри Ярвет. Это были люди, с которыми жизнь, к сожалению, уже во многом прожита.
Мой театр – абсолютно частный. Хотя в нем работает 250 человек, мы не получаем никаких дотаций от государства. Конечно, я бы мечтал привезти сюда «Принцессу цирка», которую мы поставили вместе с канадскими коллегами из цирка «7 пальцев». Когда я им объяснял, чего мы от них хотим добиться, то всегда показывал фильм с участием Георга Отса и рассказывал, почему этот фильм стал таким культовым.
Конечно, хотелось бы привезти в Таллинн «Принцессу цирка», но это очень дорогая затея.
Посотрудничать было бы интересно. У вас первоклассная музыкальная и театральная культура.
Думаю, что для любого театра России сотрудничество с эстонским коллегами было бы в высшей степени привлекательным.