Почему России не помогут даже демократические выборы? (7)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Алексей Навальный и Ксения Собчак.
Алексей Навальный и Ксения Собчак. Фото: Ekaterina Chesnokova/Sputnik

Репрессивный аппарат РФ преуспел в управлении медийной сферой и формировании своего имиджа. В этом свете шансы Навального на победу ничтожны. Более того, есть вероятность, что выдвижение Собчак – это тоже план Кремля, пишет эстонский блогер Игорь Смолкин.

Порой кажется, что за сегодняшней политической ситуацией в России невозможно уследить: бесконечные многоходовочки, пачки экспертов, изредка всплывающие в новостях сообщения о посадках политиков и митингах... По телевизору даже и об этом, конечно же, ни слова. К сожалению, многие жители Эстонии и не ставят перед собой цель быть в курсе обстановки в стране-соседе. При этом очевидно: происходящее в России влияет на общественные процессы и повестку в нашей стране чуть ли не больше, чем происходящее в ЕС. Что же происходит в РФ в преддверии президентских выборов 2018 года – и почему ни нам, ни россиянам демократические выборы в этом цикле на пользу не пойдут?

Размывание и перетягивание

Пожалуй, коротко ситуацию можно описать так: после передачи власти Медведеву в 2008 году Путин осознал, что его преемник не справится с поддержанием выстроенной системой ручного управления (тому были причины и внешние, вроде кризиса, и внутренние – например, митинги на сотни тысяч человек), после чего вернулся к управлению страной, вновь став президентом. Был взят поворот на укрепление скреп и закручивание гаек, власть последовательно концентрировалась в руках администрации президента. Потом – Крым. Нейтрализация российских националистов в Донбассе. Политзаключенные. Заварилась огромная каша, в которой уже и не вспоминаются «мелочи» вроде продления президентского срока до шести лет.

Идет тонкая игра с общественным мнением: на основную массу населения действует государственная ТВ-пропаганда, а для более объективной части населения работает, как я ее называю, система размывания и перетягивания. Заключается она в следующем: когда происходит какое-то яркое событие, которое вредит напрямую или косвенно действующей власти, его перетягивают, словно канат, другим ярким событием. Например, на Украине или в Сирии. Зачем упоминать, что машина с правительственными номерами насмерть сбила полицейского в центре Москвы, когда можно рассказать об аварии на Украине? Если же событие невозможно замолчать, его размывают другими скромными поводами, фейковыми комментариями в Сети, платными постами и тому подобным. Так это было, к примеру, с Панамскими архивами и огромным состоянием друга Путина.

В чем явно преуспел репрессивный аппарат РФ – так это в управлении медийной сферой и формировании своего облика и повестки. Неудивительно: именно за это и может цепляться власть в сформировавшейся в России гибридной автократии, когда только для сохранения себя власть представляет целые коллекции кнутов и пряников.

Политический зверь Навальный

Но вернемся к заваренной каше. На выжженной стараниями власти политической арене зародился политический зверь, с которым приходится считаться, – Алексей Навальный. В какой-то момент власть (она тоже состоит из простых людей и не является неуязвимой) упустила из виду, что в этом хаосе кто-то начал играть с ней на одном уровне – в игры с далекой перспективой. И пока всех оппозиционеров в той или иной степени репрессировали, Навальный вышел относительно сухим из воды. Относительно, потому что, например, брат его до сих пор сидит по сфабрикованному делу.

Навальный – политический зверь по той причине, что даже в условиях абсолютного неравенства ресурсов он делает решительные и непредсказуемые для власти ходы. Создание собственной медиаструктуры, упор на технологическую составляющую, создание крупнейшей в РФ сети предвыборных штабов, мобилизация молодежи, которую нынешняя власть последовательно делала аполитичной. И, может быть, самое важное – выведение молодежи на улицы. Сегодня Навальный – единственный оппозиционный политик, который в сложившейся в РФ политической ситуации не находится в заключении, сам по себе его рекламирует.

С ним уже не сработают обычные методы, которыми власть избавляется от соперников. В открытую ему можно предъявить только то, что «люди с судимостью не могут баллотироваться». Но Навальный доказал в Европейском суде, что дело против него несостоятельно.

Если с Навальным что-то случится – длительный уголовный срок или даже убийство – в СМИ по всему миру пройдет такая буря, что можно ожидать чего угодно как внутри страны, так и извне. Именно поэтому Навального попросту размывают: даже упоминать его фамилию на ТВ запрещено.

То же с заключением под стражу: на долгий срок посадить его нельзя – резонанс будет слишком большим. Впрочем, маленькие сроки после митингов эффективно нейтрализуют работу предвыборного штаба Навального (обычно власть сажает еще и других людей, причастных к митингу).

Навальный знает, что самая большая преграда для него – в головах людей. Она проявляется в изоляции в СМИ. В открытых честных дебатах между всеми кандидатами ему не было бы равных. Именно поэтому основные силы его кампании сфокусированы на допуске к выборам, так как за этим последует обязанность властей предоставить ему площадку для дискуссии на государственных каналах.

Более того, Навальный осознаёт, что власть в РФ не сменится демократическим путем – при сложившимся в стране режиме это невозможно. Все митинги и протесты служат не только большим медийным событием, но и своеобразной репетицией того, что потенциально произойдет после вступления Путина на очередной срок. Как именно это будет (или не будет) происходить, нам еще предстоит узнать. Наверняка известно только то, что для свержения существующей власти демократии не хватит: большинство даже в условиях выборов без фальсификаций проголосует за Путина, что продлит годы репрессий, цензуры, заигрывания со спецслужбами и Кавказом.

Кремлевский проект Собчак?

Пока Навальный в очередной раз отбывал короткий срок за организацию митинга, произошло другое большое медийное событие: свою кандидатуру на президентские выборы выдвинула Ксения Собчак. До сих пор есть только догадки о том, для чего это сделано (происходящее в политике в России почти всегда не то, чем кажется). Сценариев несколько:

1. Это краткосрочный план Кремля. Если это так, стоит отдать должное власти – это самое выигрышное размывание повестки Навального, которое можно себе представить: все ринулись доказывать, что в РФ всё демократично и баллотироваться может действительно любой. Либеральная общественность ликует от одного присутствия молодой женщины в политике. Многие заявляют, что важна конкуренция на выборах, опуская тот факт, что практически всю систему, в том числе выборы, контролируют сверху;

2. Это долгосрочный план Кремля (в том числе самый либеральный – насколько это позволяет российская действительность). Этот сценарий не противоречит первому: речь в своеобразной имитации демократии по завершении следующего срока Путина. Чтобы в глазах мировой общественности размыть все свои грехи на президентском посту, в 2024 году «демократичным» образом победит Собчак. Для этого она должна проиграть в 2018-м, набрав, тем не менее, достаточно голосов для того, чтобы о ней заговорили как о серьезном кандидате.

Это предположение появилось, когда стала известна малозаметная деталь: в один день зарегистрированы домены sobchakprotivvseh.ru (основной, база для кампании Собчак «Против всех») и sobchak2024.ru (прямо намекает на год выборов и пересылает на основной домен). Зачем регистрировать домен на 2024 год? Если для перестраховки, почему не зарегистрирован домен sobchak2018.ru? Вопросов много, деталей, которые нужно уточнять, тоже, и это – очень типичная тактика размытия: пока люди дискутируют и сомневаются, власть остается на своем месте.

3. Это искреннее желание Собчак стать президентом. Тогда это огромный подарок нынешней власти РФ: оппозиция размывает саму себя.

Возможно, правда таится где-то между вторым и третьим сценарием. Точно понятно одно: у российской власти началась белая полоса. Тем более, что в штабе Собчак (которую пускают на федеральные каналы) прямо заявляют: «Мы должны объяснить народу, что проблема не в Путине, а в нас самих». Чем все это обернется – покажет история, но масштаб «Карточного домика» и количество факторов в этих перипетиях политикам в странах с демократическим режимом , возможно, и не снились. Я призываю всех усесться поудобнее и наблюдать – это все как минимум интересно.

Комментарии (7)
Copy
Наверх