Дело об изнасиловании закончилось в суде примирением сторон. По словам прокурора, подобные случаи в судебной практике крайне редки, пишет Pärnu Postimees.
Жертва жестокого изнасилования пошла на примирение с насильником в суде (6)
Летом перед судом впервые предстал 26-летний мужчина, который обвинялся в том, что осенью прошлого года он, применив насилие, против желания потерпевшей вступил с ней в половую связь. Согласно обвинению, насильник вывихнул жертве ноги, руками сильно сжимал ее плечи, под ее спиной был деревянный край кровати, который дополнительно причинял жертве боль.
В постановлении суда приводится длинный список телесных повреждений пострадавшей, в частности упоминаются ссадины и кровоподтеки на ее руках и ногах.
На первом судебном заседании прокурор ходатайствовал о примирительном производстве. И обвиняемый, и потерпевшая с этим были согласны. 12 октября Пярнуский уездный суд утвердил примирительное производство.
Это означает, что уголовное производство было прекращено и наказания за преступление не последовало. При этом обвиняемому запретили приближаться к потерпевшей: он не должен подходить к ее дому ближе чем на 100 метров, ему нельзя писать ей письма, отправлять сообщения в социальных сетях или пытаться связаться с ней по телефону. Кроме этого, он должен принять участие в психологических консультациях.
В Ляэнеской окружной прокуратуре сказали, что не могут разглашать подробности этого дела, поскольку речь идет о деликатных личных данных. «Примирительное производство в случае обвинения в изнасиловании - действительно очень редкое, можно даже сказать, экстремальное решение, - отметил окружной прокурор Гарди Андерсон. - Однако законодательство оставляет и такую возможность для исключительных случаев».
Андерсон добавил, что с примирительным производством согласились прокурор, представлявший пострадавшую адвокат, обвиняемый и судья.
«Такое решение было принято с учетом обстоятельств произошедшего, поведения и отношения обвиняемого, а также желаний и потребностей самой жертвы», - сказал прокурор, подчеркнув, что примирения желали как обвиняемый, так и сама жертва.
В то же время Андерсон отметил, что если обвиняемый в течение полугода нарушит постановление суда, могут заново возбудить уголовное дело.
«Наказание не может быть целью само по себе. Цель - удержать от дальнейших преступлений и повлиять на человека, совершившего преступление. Если мы хотим делать это эффективно, к каждому пострадавшему, к каждому обвиняемому и к каждому уголовному делу необходимо подходить индивидуально», - отметил прокурор.
Еще четыре года назад Пенитенциарный кодекс исключал примирительное производство в случаях изнасилования и торговли людьми. Однако летом 2014 года Рийгикогу утвердил поправки к закону, согласно которым примирительное производство было невозможным лишь в случае преступлений в отношении несовершеннолетних, в остальных же случаях оно стало возможным.
Изнасилование карается тюремным заключением до пяти лет, это преступление второй степени. Преступлением первой степени оно может стать в том случае, если ему сопутствуют отягчающие обстоятельства: тяжкие телесные повреждения, самоубийство жертвы, либо если изнасилование было совершено несколько раз. Как следует из пояснительной записки к поправкам к закону 2014 года, Рийгикогу счел, что применение примирительного производства было слишком ограничено.
По словам советника службы уголовного права и производства Министерства юстиции Ааре Пере, примирительное производство следует рассматривать как право пострадавшего.
«Это означает, что пострадавшему дают право решать относительно аспектов, касающихся его жизни. Именно поэтому и директива ЕС предусматривает, что примирительное производство необходимо осуществлять прежде всего в интересах жертвы», - сказал он.
По словам Пере, желание жертвы примириться следует взвесить очень серьезно. Необходимо удостовериться, что никто, в том числе обвиняемый, не повлиял на решение жертвы.