Выборочный досмотр: участников Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи от Эстонии проверяли на каждом шагу

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Всемирный фестиваль молодежи и студентов прошел в российском Сочи в середине октября и собрал участников из 188 стран мира.
Всемирный фестиваль молодежи и студентов прошел в российском Сочи в середине октября и собрал участников из 188 стран мира. Фото: Фото из архива Юлии Соммер.

В середине октября в Сочи прошло грандиозное по своим масштабам мероприятие. Молодые люди из 188 стран мира собрались на берегу Черного моря, чтобы принять участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов. Были на празднике и представители Эстонии: 59 молодых людей в возрасте от 18 до 30 с небольшим лет. 

Впечатлений, по словам участниц делегации Юлии Соммер и Анны Германович, осталось много. И в основном со знаком плюс, однако и без минусов, местами существенных, тоже не обошлось.

Выдала аббревиатура или знали заранее?

По словам Анны Германович, о возможности побывать в Сочи на одном из самых известных молодежных фестивалей она узнала примерно за год до него от своих знакомых по движению "Российских соотечественников". «Ребята приехали из Москвы с конгресса, на котором они узнали о том, что и в Эстонии можно собрать людей для участия в празднике. Стали распространять информацию среди знакомых. Сама я заполняла все необходимые анкеты, писала мотивационное письмо и свое видение того, что мне было бы интересно там увидеть и узнать, используя формы на сайте фестиваля»,- рассказала Анна.

Анна и Юлия рассказали, что не все в группе, в состав которой вошли 59 человек, были знакомы друг с другом: «Несмотря на то, что подготовка заняла почти год, мы перезнакомились только где-то в августе. Поэтому и не было общей логистики по билетам, которые мы покупали сами».

Именно последним и объясняется то, что делегация из Эстонии добиралась разными компаниями и разными маршрутами. Но именно поэтому и интересны рассказы молодых людей, которым и по дороге туда, и по дороге обратно нужно было пересечь государственную границу и пообщаться с представителями властей.

По словам Юлии, она летела на самолете, и ее участь досмотров и допросов миновала: «По дороге туда все было совершенно спокойно, а обратно мы знали, что ребят на наземной границе трясут и были готовы к этому. Но лично меня никто никуда не приглашал и вопросов не задавал. В отличие от нашего парня, который летел тем же самолетом, и которого пригласили на личный досмотр».

Анна ехала до Питера и обратно автобусом. «Мы приехали на границу, пограничник посмотрел мои документы и сразу пригласил пройти в отдельное помещение с вещами. Но по дороге туда все прошло достаточно быстро, только спросили, куда я еду и с какой целью, и бегло осмотрел вещи», - объяснила она.

Анна не знает, почему именно ее решили досмотреть отдельно: «На митинги я не ходила, с полицией, а тем более с КаПо, никогда не сталкивалась. Когда еще училась в школе, один раз стояла в Почетном карауле на Военном кладбище, но это было довольно давно. Можно предположить, что они поняли по аббревиатуре приглашающей стороны, через письмо, на основании которого мы делали визы в Российском посольстве, как расшифровывается ВФМС, но поняли ли они это сразу, сказать не могу. А возможно, о нас они знали заранее и поэтому ждали».

Тем не менее, границу по дороге туда Анна прошла и поехала дальше.

И тут лицо пограничника озарилось…

Организаторы позаботились о своих гостях. По правилам, им нужно было оплатить только дорогу: гостиницу, участие в мероприятиях на месте, а также билеты на церемонию открытия и закрытия принимающая сторона оплачивала сама.

Делегация Эстонии на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи включала в себя 59 человек. Они попали в репортаж РТР о мероприятии.
Делегация Эстонии на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи включала в себя 59 человек. Они попали в репортаж РТР о мероприятии. Фото: Репро

«На месте у нас возникло всего две сложности. Сначала нам пришлось ждать несколько часов, чтобы получить аккредитацию. Она была необходима, поскольку давала не только доступ на территорию комплекса, где проходили мероприятия, но и позволяла бесплатно питаться во время фестиваля», - рассказала Анна.

Однако оформить аккредитацию быстро не удалось. Россия организовала очень серьезную проверку тех, кого допускали на территорию проведения фестиваля. Это понятно и можно только приветствовать, поскольку место сосредоточения представителей 188 стран могло стать лакомым куском для представителей террористических организаций. «Когда мы ждали аккредитаций, я спросила у службы охраны, почему все так долго. Они ответили, что российские спецслужбы отправили запрос на нас нашим спецслужбам и ждут подтверждения, что мы не попадали в поле зрения правоохранительных органов за связь с террористами», - объяснила Анна.

Это всем показалось интересным, поскольку при таком запросе эстонские спецслужбы получили полный список делегатов из Эстонии. Но, как говорят сами участники, ничего крамольного они не совершали и бояться им нечего.

Вторая заминка произошла с билетами на открытие фестиваля, но она скорее всего была связана с местными накладками, и тут никаких заговоров никто не ищет.

Десять дней в Сочи пролетели как один. Наши собеседницы описывают увиденное, как чудо.

Участница эстонской делегации Юлия Соммер.
Участница эстонской делегации Юлия Соммер. Фото: Фото из архива Юлии Соммер.

Многое из того, что происходило на фестивале, показывали по центральным российским каналам, поэтому не будем отклоняться от основной темы. Вернемся в Эстонию, границу которой Юлия, как мы помним, пересекла на самолете и ни в какие проверки не попала. А вот Анна подъехала к границе на рейсовом автобусе.

«Это было даже смешно. Мы с приятелем, как и все, вышли из автобуса и встали в очередь самыми последними. Понимали, что без выборочной проверки нас не пропустят. Когда я подала свой паспорт, явно заскучавший пограничник провел им по компьютеру, и вдруг его лицо озарилось. Он так и сказал: «Опаньки». Я спросила, в чем дело, он ответил, что ничего особенного, но тут же куда-то позвонил», - рассказывает Анна.

Ее увели в отдельное помещение: «Как и по дороге туда, во время  проверки на обратном пути я попросила, чтобы меня досматривали в помещении, где есть видеокамеры, а затем выдали протокол осмотра. Во второй раз смотрели более тщательно: перекладывали каждую вещь по одной и фотографировали все, что было связано с фестивалем: атрибутику, майки, кофты. Поинтересовались, зачем мне майка азербайджанской делегации, а это был просто подарок. Но больше всего их заинтересовал телефон».

Такие мобильные телефоны подарили всем участникам Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи.
Такие мобильные телефоны подарили всем участникам Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи. Фото: Фото из архива Юлии Соммер.

Юлия уточнила: «Каждому участнику фестиваля организаторы выдали форму: майки, кепки, кофты и подарили по мобильному телефону, в котором была российская симка. Так каждый мог спокойно пользоваться Интернетом и связью во время фестиваля, а после его закрытия телефоны оставили в подарок, а карточки заблокировали. Телефоны очень красивые, все стилизовано. Включаешь, а там заставка фестиваля. На задней крышке - символ фестиваля. Просто чудо».

«Когда люди в полицейской форме нашли коробку от телефона, они тут же потребовали показать и сам телефон. Сфотографировали его со всех сторон. Сами включили и переписали себе IMEI-код», - уточнила Анна.

По ее словам, в этот раз на границе ее продержали около часа: «Мы объяснили водителям-россиянам, что происходит и откуда мы едем, и они согласились нас подождать. На этом же автобусе мы поехали дальше, когда все закончилось».

По словам наших собеседниц, они не знают, сколько точно участников делегации подверглись осмотру, но десять человек из группы также сообщили, что их тщательно проверили и тоже переписали IMEI-коды подаренных в Сочи телефонов.

Проверять имеют право

Мы поинтересовались, есть ли у них информация об участниках из других стран: ведь на фестивале были представители 188 государств, среди которых есть и те, у кого отношения с Россией нельзя считать очень дружественными. «Ни от кого ничего подобного мы не слышали. Да там и не было ничего политического. Нас лично интересовали лекции на тему борьбы с наркотиками, культура. А политику пресекали и сами организаторы. Например, команда из Каталонии привезла свой каталонский флаг, но его изъяли на входе на территорию проведения фестиваля. Ребята-латыши сказали, что никакого интереса к ним никто не проявил. У украинцев только что-то произошло. Это были молодые люди из ДНР, которых должно было быть довольно много, но приехать смогли человек пять, остальных, говорят, не выпустили»,- рассказали наши собеседницы.

По их же словам, основным лозунгом мероприятия было, что мы за мир и нет войне. «Но еще к одной нашей девушке уже после фестиваля на работу пришли сотрудники КаПо и долго расспрашивали ее, зачем она туда поехала и что там делала».

Мы понимали, что правоохранительные органы не будут объяснять ни нам, ни общественности свой интерес к молодым людям, ездившим на международное мероприятие, организованное в России. Это и так понятно. Тем не менее, мы обратились в Департамент полиции и погранохраны и в КаПо, с вопросами: чем эти люди так заинтересовали правоохранительные органы (вопрос полиции), правда ли, что российские спецслужбы интересовались личностями приехавших в Россию жителей Эстонии у эстонских коллег (вопрос КаПо), и с какой целью были переписаны IMEI-коды телефонов, подаренных россиянами (вопрос к обеим организациям).

От имени Департамента полиции и погранохраны ответила пресс-секретарь Виктория Корпан: «На внешней границе Европейского союза сотрудниками пограничной охраны при пересечении границы проводится установление личности пересекающих границу людей, устанавливается, есть ли у пересекающих границу лиц право находиться в стране (вид или право на жительство, виза и т.п.), осуществляется проверка удостоверяющих личность документов.

Сотрудники также имеют право проверить личные вещи, транспортное средство, документы на транспортное средство, провести беседу, углубленный контроль документов, дающих право на пересечение границу. Если все в порядке и нарушений не обнаружено, допускается въезд лица в страну. Если обнаруживается нарушение, то начинается производство. Если обнаружены нарушения со стороны лица, не являющимся жителем Эстонии, то пограничники имеют право предотвратить въезд такого иностранца в Эстонии, в том числе аннулировать визу и направить его в страну, из которой он прибыл».

Ответ Полиции безопасности оказался еще более лаконичным: «У Полиции безопасности нет возможности комментировать свое общение на международном уровне или то, что связано с ним в конкретных случаях. Не можем мы говорить и за другие учреждения».

Справка:

IMEI — это уникальный международный идентификатор любого мобильного устройства (телефона, смартфона, планшета и даже USB-модема).

IMEI код присваивается каждому мобильному устройству и некоторым спутниковым телефонам еще на стадии производства и состоит обычно из 15 цифр. При подключении аппарата, IMEI автоматически передается в сеть оператора и служит для идентификации непосредственно самого устройства. IMEI не имеет никакого отношения ни к владельцу устройства, ни к SIM-карте, используемой в нем.

Считается, что IMEI нельзя сменить или подделать, поскольку этот код хранится в микросхеме ПЗУ мобильника. Однако некоторые народные умельцы уже давно научились это делать. Более того, в Сети можно найти подробные алгоритмы по смене IMEI телефона. Но следует знать, что подделка IMEI незаконна. Более того, в некоторых странах замена IMEI кода в устройстве является уголовно наказуемым преступлением.

Источник: Интернет

Комментарии
Copy
Наверх