Сегодня самый ходовой и дорогостоящий товар – информация. Вот Эстонии и надо максимум усилий и средств направить на развитие перспективных отраслей, поощряя производство такого товара. Иначе с кризисом евродотаций нам не справиться, считает журналист Вячеслав Иванов.
Вячеслав Иванов: евродотации тучные и тощие
Судя по всему, нам вскоре предстоит прокалывать в брючных ремнях новые дырки. Это – у кого таковые ремни, конечно, наличествуют. А у кого их нет, тем придется довольствоваться банальным затягиванием поясов...
На днях государственный контролер Алар Карис передал спикеру Рийгикогу Эйки Нестору отчет Госконтроля, лейтмотив которого (если, конечно, у подобного документа вообще может быть лейтмотив) – напоминание о том, что не за горами момент, когда дотации из казны ЕС в экономику Эстонии существенно сократятся. По предварительной оценке Минфина – на 40% или примерно полтора миллиарда евро в год. Если учесть, что бюджет Эстонии на 2018 год в расходной его части запланирован в объеме 10,5 млрд евро, «урезка» составит более четырнадцати процентов. Чувствительный удар по кошельку...
Правда, несколько утешает то обстоятельство, что обрезание состоится не в будущем году, а не ранее, чем через два или даже три года. Однако утешение это слабое, потому что, так или иначе, но недалек тот момент, когда...
Оскудеет рука дающего
Передавая главе парламента апокалипсический документ, госконтролер счел нужным подчеркнуть: «Мы не можем и не должны бесконечно смотреть с требовательным ожиданием в сторону богатых стран ЕС, считая подобную помощь естественной и неотъемлемой частью нашей жизни и дохода и полагая, что кто-то другой должен давать нам деньги».
Вообще-то сокращение дотаций ни для кого секретом не является. С самого начала было известно, что рано или поздно живительный поток иссякнет. Да и сроки, хоть и с некоторой долей вероятности их корректировки, указывались. Так что рвать на себе волосы и посыпать голову пеплом не следует. Ну и что с того, что все эти годы многих на эстонском Олимпе тешила мысль: мол, за указанный срок или эмир помрет, или... ну, словом, вы поняли. На авось надейся, но и сам не плошай!
Хотя, на мой взгляд, у Эстонии есть возможности, позволяющие ей преодолеть грядущие трудные времена без особых утрат.
В последнее время – то ли в связи с уже состоявшимся столетием «Великого октября», то ли в преддверии адекватного юбилея Эстонской Республики – все чаще раздаются возгласы, либо призывающие наконец-то отряхнуть с наших ног прах СССР и ЭССР, либо констатирующие, что забвение мрачного советского прошлого, хвала небесам, уже произошло, окончательно и бесповоротно.
А между тем опыт прошлого хорошо бы использовать к вящей пользе на будущее.
Хорошо известно, что в советские времена Эстония была, выражаясь тогдашним выспренним языком плаката, передовым форпостом социалистической экономики. В Эстонии была самая высокая по Союзу производительность труда. В Эстонии был самый высокий уровень жизни по сравнению с другими «братскими советскими сестрами». Здесь выпускались самые качественные ткани, радиолы, пианино, мебель и прочие товары народного потребления. Здесь была, несмотря на не очень-то благоприятные природные условия, самая высокая урожайность зерновых, картофеля и ряда других сельхозкультур.
Я не призываю вернуться в те времена или даже хотя бы к производству тех же товаров. Это я всё к тому, что главное богатство Эстонии – не полезные ископаемые, которых у нас кот наплакал, и не молочные реки с кисельными берегами, которые в наших краях не протекают. Можно, конечно, помогать Китаю сберечь его «скудные зеленые насаждения» с помощью наших бескрайних и безграничных лесных ресурсов. Но что тогда останется нашим потомкам?
Главное достояние Эстонии – способность ее жителей мыслить инновативно и относиться к труду добросовестно. Я до сих пор убежден: эстонский истеблишмент сделал непростительно мало для того, чтобы извлечь максимальную выгоду из едва ли не самого передового продукта наших айтишников, которым сегодня успешно пользуются во всем мире – Skype.
Дотации превращаются в инвестиции
На самом деле в сфере высоких технологий эстонские ученые и практики достигли результатов, вполне сравнимых со знаменитой Nokia, равняться на которую призывал когда-то президент Леннарт Мери. Конечно, времени на продвижение своего know-how у Эстонии было меньше, чем у финнов – но впереди-то его еще достаточно.
В выступлении Алара Кариса при вручении Эйки Нестору отчета Госконтроля главным посылом, на мой взгляд, был следующий призыв: «Нынешние хорошие времена разумно использовать для того, чтобы подготовиться к временам, которые будут не столь хороши, запасая резервы и проводя реформы, которые должны будут обуздать рост расходов и способствовать возникновению новых доходов».
Я бы, с вашего позволения, несколько переформулировал задачу. Основная часть евродотаций у нас направляется на развитие инфраструктуры (дороги, связь и т.д.). И еще есть время сделать эту область настолько привлекательной, чтобы дотации плавно трансформировались в инвестиции.
Как это сделать, я, честно говоря, не знаю. Если бы знал – был бы лауреатом какой-нибудь престижной премии в области экономики. Как говорят преферансисты: знал бы прикуп, жил бы в Сочи...
Но думаю, в Эстонии найдутся умы, которые смогут решить эту задачу. По крайней мере, уже имеющиеся наработки в области связи, информатики и IT позволяют надеяться, что это не утопия. Азбучная истина: сегодня самый ходовой и дорогостоящий товар – информация. Вот и надо максимум усилий (и средств!) направить на развитие перспективных отраслей, поощряя производство такого товара. Иначе и вправду, как в библейской притче, семь коров тощих пожрут семь коров тучных.
P.S. Слышу голос скептика: что это тут расхваливают достижения Эстонии в области хайтека, когда всех напрягла проблема с ID-картами?! Так ведь проблемы тем и хороши (хотя это и звучит цинично, согласен), что стимулируют к поиску нестандартных, инновативных решений. Найдите хороши хакеров, заплатите им хорошие деньги – пока они еще есть, – и они вам такой рецепт выдадут, что та же Nokia будет отдыхать! А заодно – и Apple с Windows.