Судя по всему, довольно сложные отношения сложились у писателя с Латвией. Ему не хватило такта при комментировании событий, связанных с его исторической родиной. Конечно, латвийские власти немало потрудились для того, чтобы быть упомянутыми в эстрадных скетчах Задорнова. Но я бы оставил этот сарказм для латвийской публики – высмеивать не всегда продуманные решения, принимаемые на твоей родине, за пределами этой родины, по моему глубокому убеждению, не всегда уместно.
Принимая его бесспорный исполнительский талант, я всегда старался «делить на два» все то, что произносил со сцены Задорнов, понимая, что зачастую ему приходилось весьма отдаляться от жизненной правды. Такова особенность жанра, в котором он выступал.
Но какой-то надлом в моем отношении к этому артисту произошел в 2014 году, когда он не постеснялся пошутить над сбитым в небе Украины малайзийским «Боингом». Собственно, такие шуточки он позволял себе и раньше, но именно эта вызвала во мне внутренний протест. Можно как угодно относиться к украинским событиям и аннексии Крыма, но я не верю, что не обделенный интеллектом Задорнов не понимал истинную роль России в серии всех этих драматических событий.
Мне совершенно не хочется спекулировать на тему тяжелой болезни артиста как кары за грехи. Предпочитаю не лезть в эти материи и воздерживаться от собственных выводов касательно этичности тех или иных высказываний Задорнова. Если он в чем-то поступил не совсем праведно, у нас нет никакого права полемизировать на этот счет. Бесспорным остается одно: талант ушедшего в лучший мир Михаила Задорнова был по-своему уникальным. Может, его юмор был не столь тонким, как у Жванецкого, но все-таки это был высокий профессиональный уровень!
Я не могу представить кого-то, кто смог бы работать на российской эстраде в подобном ключе, кто смог бы рассказывать простым людям о них самих. Рассказывать иронично, весело, зло – талантливо.
Покойся с миром, Михаил Николаевич...