/nginx/o/2013/10/04/2482445t1he262.jpg)
В Израиле с тревогой следят за конфликтом между Саудовской Аравией и Ираном. В последние дни в руководстве страны детально рассматривают возможные варианты развития событий, включая попытки некоторых стран втянуть еврейское государство в новую войну в регионе.
"На Ближнем Востоке есть те, кто по-прежнему забавляется попытками нападений на Израиль. Хочу особо предупредить, что наш ответ будет очень жестким, и мы не советуем никому проверять нас на прочность", - заявил в воскресенье, открывая еженедельное заседание правительства, израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху.
Повод для войны
Слова Нетаньяху были направлены в первую очередь руководству палестинской организации "Исламский джихад" (признана террористической в Израиле, США и многих других странах), 12 боевиков которой были убиты 30 октября в ходе военной операции по уничтожению подземного тоннеля на границе с сектором Газа.
Впервые с окончания боевых действий в секторе Газа летом 2014 года Израиль нанес превентивный удар по подземному сооружению палестинских боевиков. По словам военных, тоннель вел на израильскую территорию и мог быть использован для террористических атак против жителей прилегающих к Газе поселков.
Тела пятерых боевиков находятся в руках Израиля, который на данном этапе отказывается возвращать их в Газу и требует взамен вернуть останки двух израильских военнослужащих Адара Гольдинаи и Орона Шауля, погибших в ходе боевых действий в секторе летом 2014 года.
В "Исламском джихаде" пообещали ответить на гибель своих активистов, однако спустя две недели реакции так и не последовало.
Это дало повод многим военным экспертам в Израиле говорить о явной связи между поведением палестинских организаций в секторе Газа и последним обострением в арабском мире, вызванным кризисом между Саудовской Аравией и руководством шиитской группировки "Хезболла", которую открыто поддерживает Иран.
"Любая диверсия палестинских террористов против Израиля немедленно вызовет нашу ответную реакцию и запросто может привести к новой войне в Газе, - заявил генерал-майор запаса Дани Ротшильд. - Сегодня на Ближнем Востоке есть достаточно игроков, которые явно хотят видеть, как большая война начинается именно с нашей стороны, Это помогло бы им решить свои внутренние проблемы".
В интервью армейской радиостанции "Галей ЦАХАЛ" генерал Ротшильд отметил, что Израилю не следует скрывать свою позицию в конфликте между Саудовской Аравий и шиитской осью, куда входят Иран и "Хезболла", тем более что интересы Саудовской Аравии во многом совпадают с интересами еврейского государства.
Оба государства считают Иран главным дестабилизирующим фактором на Ближнем Востоке и, несмотря на отсутствие дипломатических отношений, фактически действуют по одну сторону баррикад.
Сфера интересов
В начале ноября руководство Израиля публично отреагировало на заявление ливанского премьер-министра Саада Харири о своей отставке.
"Отставка премьер-министра Ливана Харири и его заявление являются серьезным призывом к международному сообществу принять срочные меры против иранской агрессии, пытающейся превратить Сирию во второй Ливан", - заявил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
На первый взгляд, этот шаг мог показаться многим неожиданным. Ведь в Израиле долго время считалось неправильным публично заявлять о своей позиции по разным региональным конфликтам. Однако случай с Харири, в частности, его поездка в Саудовскую Аравию, по словам бывшего посла Израиля в России, ныне старшего исследователя в Институте национальной безопасности INSS Цви Магена, стал исключением из правил.
"Израиль не может быть в стороне от этого конфликта, ведь одним из его участников является Иран, а значит, это входит в сферу наших первостепенных интересов, - говорит Маген. - Учитывая, что у Израиля сегодня есть выходы на Саудовскую Аравию через США, можно предположить, что Израиль и Эр-Рияд тесно координируют свои шаги".
6 ноября, спустя всего двое суток после заявлений Нетаньяху, Десятый канал израильского телевидения сообщил о необычном циркуляре, который был передан руководством МИДа всем израильским дипломатам, работающим за рубежом.
Главный посыл документа - оказывать максимальную поддержку на дипломатическом уровне попыткам Саудовской Аравии противостоять растущему иранскому влиянию на Ближнем Востоке.
"В Саудовской Аравии прекрасно понимают, что на Ближнем Востоке происходит процесс "иранизации", и это может плохо закончиться, прежде всего, для самого королевства, - говорит профессор Тель-Авивского университета Узи Раби. - Для них иранский генерал Касем Сулеймани - такой же враг, как и для Израиля, и они готовы на радикальные меры".
По словам профессора Раби, саудовцы сегодня предпочитают перенести арену предстоящей битвы с радикалами со своей территории на территорию Ливана. С этим следует связывать публичные обвинения лидера шиитской группировки "Хезболла" шейха Хасана Насраллы в адрес Эр-Рияда, который, по его мнению, обратился к Израилю с просьбой нанести удар Ливану.
"Израиль не должен стоять в стороне и ждать, пока его втянут в конфликт между шиитами и суннитами, а самостоятельно инициировать действия, исходя исключительно из собственных национальных интересов. Нужно еще раз напомнить всем, где проходят наши красные линии", - говорит профессор Раби.
Тема израильских красных линий, а также иранского влияния в Сирии поднималась на встречах Биньямина Нетаньяху в Сочи с российским президентом Владимиром Путиным, а также в ходе визита российского министра обороны Сергея Шойгу в Израиль.
Не исключено, что на этих встречах говорили и про самого Касема Сулеймани, командира спецподразделения "Эль-Кудс" в составе Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР), имя которого в Израиле хорошо известно. Именно Сулеймани израильские военные считают мозговым центром последних действий Ирана в Сирии.
"Ситуация в Ливане - это звонок, который нельзя игнорировать. Ливан - это "Хезболла", а "Хезболла" - это Иран", - заявил израильский министр транспорта и разведки Исраэль Кац в преддверии своего рабочего визита в США.
Кац считает, что последний конфликт с Саудовской Аравией может быть использован Ираном и "Хезболлой" для укрепления влияния в Южном Ливане, в то время как это запрещено резолюцией Совбеза ООН 1701 от 2006 года.
За последние годы, по его словам, шиитская группировка серьезным образом укрепила свои позиции в этом регионе, и Израиль обязан донести этот факт до международного сообщества, генсека ООН и других крупных игроков в регионе.
"Разоружение Хезболлы и ее оттеснение от наших границ должно быть не только нашей заинтересованностью, но и целью всего международного сообщества. В противном случае нам придется решать данную проблему самостоятельно, а это чревато масштабным военным конфликтом", - отметил министр.