In memoriam. Тайна Михаила Задорнова

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Михаил Задорнов.
Михаил Задорнов. Фото: Vladimir Fedorenko/RIA Novosti

О своих интервью с покойным Михаилом Задорновым вспоминает журналист портала Rus.Postimees Николай Караев.

Двенадцать лет назад, примерно в тех же числах, что и сейчас, у меня, в ту пору – журналиста еженедельника «Вести Недели», началась четырехлетняя одиссея по миру Михаила Задорнова. Повод был простой: каждый декабрь Михаил Николаевич давал большие концерты в Таллинне. Соответственно, перед этим промоутеры связывались с газетой и предлагали взять интервью. Мы радостно соглашались. К 2008 году это была уже своего рода добрая традиция: некоторые на Новый год с друзьями ходят в баню, а я каждый декабрь беру интервью у Михаила Задорнова. Честно говоря, я надеялся на пятилетний юбилей, но – не сложилось.

Сбой в солнечной программе

Обстоятельное интервью, пусть и по телефону, – всегда прекрасная возможность заглянуть во внутренний мир человека, особенно если человек этот внутренний мир особо не прячет. Такое окошко в чужой космос. Всё это было тем более интересно, что Михаил Николаевич к тому моменту уже перестал быть всего лишь сатириком и стремительно превращался в гуру.

Он уже не был автором блистательных (да, я до сих пор так думаю) фельетонов и сценок, которые писал в годы перестройки и после нее для Евгения Петросяна, а потом и для себя. Помните:

Я – агент иностранной разведки Джон Кайф. Родился по заданию ЦРУ. В совершенстве владею четырнадцатью языками, телепатией, йогой и каратэ, нанайской борьбой, дзю-до и дзю-после, умею соблазнять женщин на расстоянии, фотографирую левым глазом, в правом проявляю микропленки, плевками сбиваю вертолеты и тушу пожары, стреляю из любой пуговицы, причем из всех четырех дырочек сразу, усилием воли могу вызывать землетрясения, цунами и такси... Но вот год назад я получил свое главное и, к сожалению, последнее задание – незаметно проникнуть на территорию вашей страны, пересесть на трамвай и, устроившись под видом молодого специалиста, выведать, сколько человек работает в научно-исследовательском институте ВТОРСЫРЧЕРМЕТБРЕДБРАКМРАКСНАБСТЫДСБЫТ3АГРАНПОСТАВКА и что они выпускают...

Да, в этом монологе при желании можно различить черты той картины мира, которую Задорнов так активно – и часто совершенно без юмора – проповедовал много лет спустя: разделение на нас и них, на солнечные и лунные народы, которым даже и общаться нельзя, на Россию и Запад... «Главная задача лунных народов – с солнечных сбить программу, – уверял он меня. – Это ведь даже не смешно, что в России в школах часто нет воды – а компьютеры стоят!» И здесь вроде как то же самое: «ваша» загадочная страна, которую самому умному американцу умом не понять.

Но это постфактум. Долгое время Задорнов, начинавший как режиссер самодеятельности, был для меня юмористом – великолепным коллегой Жванецкого, Альтова, Арканова и иже с ними. Потом, в 1990-е, появилась книга «Мы все из Чи-Чи-Чи-Пи» и начался период «американцы тупы-ы-ые», и было уже не совсем понятно, шутит Задорнов или нет. Роман Карцев, выступая раз в Таллинне, закончил концерт открытым письмом Задорнову, призвав того перестать говорить о «тупых американцах» и подогревать антиамериканские настроения. Задорнов в интервью парировал:

– Это мнение Карцева, честь ему и хвала, что он так думает. Но что касается меня, я все равно буду настаивать на своем: тупые – не американцы, тупые – мы, когда подражаем их тупым качествам. Американский стиль жизни, навязываемый сегодня всему миру, для нас неприемлем. Безнравственно общество, где конституция выше закона Божьего, где детей во имя бизнеса кормят нездоровой, омерзительной едой, которая красиво упакована, где людям навязаны лицемерные идеалы, где слово «народ» – святое, а «человек» – нет. Вместо того, чтобы учиться у них обустраивать свой быт, мы начинаем подражать их лицемерию...

И это была уже самая настоящая проповедь. Или нет? Был ли он серьезен? Можно ли годами вот так шутить, сохраняя серьезное лицо? В истории человечества были ведь случаи, когда люди разыгрывали окружающих именно что годами и десятилетиями. Самый знаменитый пример – обращение воинствующего атеиста Лео Таксиля (1854–1907) в католическую веру. Двенадцать лет Таксиль изображал ревностного католика, писал книги, в которых разоблачал врагов церкви, а потом внезапно признался в том, что это была шутка длиною – не в жизнь, конечно, но в значительную ее часть. И такое случается.

Иисус был арийцем

А ведь Задорнов был выпускником МАИ и ведущим инженером на кафедре авиационно-космической теплотехники – и сколько бы он ни шутил потом про самолет «Зад-1», технарство и логическое мышление деться никуда не могли и, судя по остроте суждений, никуда и не делись. Как такой человек мог столь масштабно удариться в эзотерику? Да так удариться, что казалось, будто последние десять лет жизни Задорнов плавал в ней как рыба в воде. И опять же было непонятно, шутит он или нет. В тех интервью он мог ничтоже сумняшеся выдать что-то вроде:

– Белорусов, украинцев и русских лишили истории, а литовцы и латыши просто не понимают, откуда они произошли. Они считают, что ведут свой род от древней Индии, в то время как в Индию пришли наши предки, принесли туда Веды, обучили местных жителей санскриту... На санскрите изначально говорили наши волхвы, ведуны и ведьмы. Латыши и литовцы – солнечные народы, и они приобщились сегодня к лунным народам Европы. Саммит НАТО – он лунный совершенно, а мы солнечные, нам вообще нельзя с ними общаться. Я вижу, что народы стран Балтии обречены на вымирание не из-за соседства с Россией, а потому, что они окончательно сбили свою программу. Они не должны не ложиться под Запад. (...)У нас были корни, у нас был язык, который стал основой английского, французского, латыни, древнегреческого, санскрита... Только на нашем языке расшифровываются английские слова. Что такое «go»? На санскрите это «джа» – движение, отсюда: «Гой еси, добрый молодец!» Возьмите слово «носок», отбросьте «но» – будет английское «sock». Возьмите «племянница», отбросьте «племя» – получите «niece».

Или – и того пуще:

– Одно из имен Творца – Ебун, он «кол-ебаниями» создан мир. Никто не обращал внимания на то, что главная молитва к Творцу – «мол-ебен». Мат – не сквернословие, а оберег, подстилка, чтобы вы не ударились? Когда матерятся, обращаются к матери, женскому проявлению Творца. Вавилон – Бабье Лоно, вторая жизнь. Язык здравомыслия созрел на севере России, потом из-за ледника наш народ пришел на юг, в Индию, в Иран – от слова «арии», там возникла Троя, – в Египет, в Вавилон. Иисус был арийцем, продолжателем ведических знаний. Он был хеттом, об этом говорят апокрифы.

После чего начинался уже чистейший Дэн Браун с махатмами и тайными реальностями:

– То, о чем мы с вами говорим, не предназначено для кощеев, а люди богатые – они чаще всего кощеи. Мое предназначение – для тех, кто может стать гоем. Гой – это «идущий», это особенные люди, они вмешиваются в историю, помогают праведным делам. Они принимали у себя Жукова, и когда Жуков стал посвященным, Сталин стал его слушать. КГБ хотел вычислить гоев, но не смог: у них нет организации, казны, кассы, сайта... У меня бывали встречи с ними.

После такого уже не удивляло, что Задорнов на своей даче в Юрмале спал иногда в пятиметровой пирамиде:

– Пирамидальный дом – это древнее жилище наших предков. И я прекрасно понимаю, что означает пирамидальная форма с точки зрения волновой механики. Она структурирует пространство, успокаивает его, убирает суету. Достаточно поспать в пирамиде пять часов, чтобы весь день прошел весело и задорно. Просыпаешься всегда с рассветом, когда появляется первый луч Ра. Пирамида – это преобразователь энергии, конденсатор времени. У меня, когда я спал в пирамиде, камушек вышел из почек. Я не уверен, что это благодаря пирамиде, я еще и травы тогда пил, думаю, все вместе подействовало.

При этом чувствовалось, что Задорнов искренне болеет душой за свою страну и то, что в ней происходит. Он готов был привести к власти бывших бандитов, лишь бы те восстановили мир и справедливость:

– Многие из них отошли от бандитизма. И попробуйте мне возразить: они убили двадцать или тридцать человек, а сколько человек убило наше правительство?

– Вы думаете, так можно вести счет?

– Можно. Потому что если сегодня можно закончить войну в Чечне, а ее не заканчивают потому, что она выгодна, это еще хуже и безнравственнее. Но легче бороться с Задорновым, чем с Басаевым. (...)

– В одном рассказе вы называете Путина «колокольчиком». Он не обиделся?

– Не знаю, знаю, что на меня обиделся Кучма – и теперь меня не пускают на Украину. Путин – человек красивых слов, а мне хотелось бы, чтобы он был человек слова, одного. Сказал «буду мочить» – строй сортиры и мочи, если сортиров не хватает. Не выполнен ни один тезис – а говорит всегда красиво. После того, как он отдал острова втихомолку, на Дальнем Востоке ему дали кличку «Лилипутин». Так что мой «Колокольчик» уже устарел.

Абсолютно серьезно?

Но стоило вернуться к «ним», как оказывалось, что «они» – не просто не такие, как «мы»: Востоку и Западу не сойтись никогда вообще, в принципе, вселенная так устроена:

– Эстонцы, латыши и литовцы – это народы европейские, мы с ними никогда не поймем друг друга. Арийские племена в свое время разделились: европейцы, согласно эзотерике, это лунный народ, а славяне – солнечный. Смотрите: Гитлер и Наполеон начинали войны против России, когда ночь удлинялась и тьма побеждала свет. А как только наступал декабрь, происходил перелом в космосе, обязательно то мороз, то Сталинград – что-нибудь случится. Поэтому когда эстонцы стремятся на Запад – это нормально, а когда русские туда стремятся – это ненормально. Мы азиаты, в нас есть азиатская энергия. Россия – единственная страна, в которой есть и Азия, и Европа. Ведь не просто так произошло разделение на части света, это по эзотерике энергетически разные части Земли. Когда русские пытаются свою энергию засунуть в вектор западной, у них сбивается программа, нарушается логика.

Ну или:

– Русских, которые сегодня живут в странах Балтии, космос словно специально оставил обучиться правильной организации собственного быта – и не потерять духовность. Я иногда думаю, что Прибалтика со временем станет русская. Ведь латыши не любят Латвию так, как любят ее русские. Латыши едут в Европу, возвращаются и думают: «Как же у нас плохо в сравнении с Европой!». И как только молодой нормальный латыш чего-то достигает – он уезжает в Европу. Русские съездят в Россию, посмотрят и скажут: «Как у нас хорошо в Латвии!» Количество русских в Латвии увеличивается, они тут обосновались неплохо, они рожают, а латыши не хотят рожать. Русские учат и латышский, и английский, и постепенно Латвия становится русской. Я говорю политикам: ребята, ваша политика – это рука Москвы через ФБР! Москва придумала такую политику, чтобы вы выродились. Русские Прибалтики выучат местные языки, будут нормально зарабатывать и не лишатся духовности – той, которой они лишаются в Финляндии и в Голландии, где ничего, кроме пива, орешков и серьги в ухе в общем и нет.

Впрочем, в интервью буквально через пару лет Задорнов переменил свое мнение и решил, что «разумный человек созрел на севере России, вся Европа заселена народами, отделившимися от наших предков», и латыши и литовцы по крайней мере русским – родственники.

И ведь он понимал всю уязвимость этой, если разобраться, националистической проповеди. Судите сами:

– Вы даете народам нелестные оценки: «Японцы – как дрессированные мышки Дурова... Американцев очень легко узнать в любой стране мира по фигурам – они все расширены книзу, как будто у всех в штанах памперсы...» Не все японцы или американцы такие.

– Я-то знаю, что не все, и рассчитываю на читателя, который тоже знает. Так писалось, так получилось. Да, это стереотипы, среди американцев есть очень умные и образованные люди, просто процент их меньше, чем у нас в Новосибирске. С другой стороны, в Новосибирске никто не может так хорошо чистить зубы, как чистят американцы. Я в любом случае найду и положительное, и отрицательное – и в себе прежде всего. Я далеко не положительный человек. Вы мне задаете вопросы, которые обращены к человеку нравственному, а это совсем не так. Когда я пишу о японцах, я не очень нравственно это делаю. Но очень точно и остроумно!

Безнравственно, но остроумно? Но если Михаил Николаевич и сам это понимал, как он мог говорить обо всем этом всерьез? В конце концов, если непонятно, где кончается добрая (или злая) шутка и начинается «серьез», всегда есть опасность, что множество людей воспримут шовинистическую проповедь серьезно от начала и до конца. С другой стороны, розыгрыш на то и розыгрыш, чтобы устраивать его с серьезным лицом, делать «покерфэйс», как сейчас говорят. Вспомним того же Лео Таксиля. После последнего, четвертого интервью моя коллега перехватила телефонную трубку и спросила: «Неужели вы серьезно?» На что Задорнов, естественно, отвечал: «Абсолютно!» Но и это ведь ничего не доказывает: какого еще ответа от него можно было ждать?

...У Михаила Задорнова есть маленькая повесть «Кофточка», «веселая пьеса для грустного кино» о том, как из-за ерунды, из-за какой-то кофточки люди поссорились, «слова за слово, балалайкой по столу», и разразилась в итоге ядерная война, и всех убило, и только та самая кофточка, обгоревшая, полощется на радиоактивном ветру. Честно говоря, эта его вещь стоит всех поздних книжек про «откуда пошла земля русская», «слава Роду!» и прочее язычество эры Водолея. Она не дает ответ на загадку Задорнова, но, по крайней мере, позволяет увидеть, насколько Задорнов был – умел быть – разным. Каковы бы ни были его мотивы, он был однозначно человеком ищущим. Нашел ли он то, что искал, – этого мы тоже не узнаем. Будем надеяться, что нашел.

Покойтесь с миром, Михаил Николаевич.

Ключевые слова

Наверх