Допустим, прокололись вы с этими сертификатами – сделайте так, чтобы обновить их можно было бы без паники и многокилометровых очередей, обращается писатель П.И. Филимонов к электронному государству.
«Дорогие граждане, я, ваше электронное государство, слегка облажалось...» (9)
Я человек лояльно-пофигистический. В дела государства я стараюсь не лезть, существовать предпочитаю параллельно ему. Оно, в свою очередь, явного зла мне не делает, и пламенным огнем стулья мои по поводу нашего государства не горят.
Вопросы к государству возникают у меня крайне редко. Но иногда возникают. По тем поводам, которые касаются меня лично, разумеется. Один из таких вопросов к нашему государству назрел у меня по поводу всей этой истории с ID-картами.
Нет, я все понимаю, в любой электронной системе, в которую медленно, но верно превращается Эстония, неизбежно бывают баги, проколы, недостатки, ошибки. Вылезают они, конечно же, всегда в самый неподходящий момент и все такое. Но почему я, нормальный лояльный гражданин, вынужден тратить время и нервную энергию на исправление ошибок каких-то там напортачивших государственных программистов? И нельзя сказать, что мне трудно. Дело не в том, трудно или нет в таких случаях каждому конкретному человеку.
Представим себе вполне вероятную ситуацию: мы сидим в баре, где вдруг перестает работать банковский терминал. Неважно, по какой именно причине: что-то кто-то из работников бара не так нажал, куда-то не туда посмотрел, что-то не туда, простите, засунул... А заказ уже сделан, и платить надо. Будучи жителем нашего удобного, без иронии, в этих электронных отношениях государства, я отвык носить с собой наличные деньги в принципе. Во всяком случае, в своей стране - так точно.
И в такой гипотетической, но вполне жизненно возможной ситуации я вынужден подрываться и бежать по холодку (холода у нас стоят десять месяцев в году, и неважно даже, когда эта теоретическая ситуация имеет место) в банкомат. И вроде бы бар в своем праве, они предоставили мне товар, за который я должен расплатиться, вопросов нет, но отсутствие комфорта в данных обстоятельствах с большой долей вероятности приведет к тому, что больше я в этот бар не пойду.
С государством, к сожалению, такую штуку не провернуть. Поэтому, когда обновление сертификата ID-карты – с которой я ничего предосудительного не делал, а просто случилось так, что что-то там у них где-то сорвалось, – причиняет мне физические и моральные неудобства, падает, прежде всего, мой уровень лояльности и доверия. Конечно, падает не критическим образом, мне все равно тут жить, я все равно буду пользоваться всеми этими системами, включая электронные выборы и так далее. В теории о том, что высадку американцев на Луну снял Кубрик, Элвис Пресли до сих пор жив и работает овцеводом в одном из животноводческих хозяйств Кыргызстана, а нас через ID-карты и прочие терминалы контролируют Аннунаки, я не верю, – и куда я в конце-то концов денусь с подводной лодки.
Но осадочек остался. И я думаю, что в идеально устроенном мире все работало бы как-то по-другому. Ну, допустим, прокололись вы с этими сертификатами (хотя, будучи человеком дремуче гуманитарным, я продолжаю не понимать, что это такое, как работает и зачем нужно). Так возьмите сделайте так, чтобы обновить их можно было бы, во-первых, без паники и многокилометровых очередей, которые я наблюдал лично. А то у них, видите ли, сервер перегружен. Вы – государство, на вас, по идее, работают лучшие программисты страны, и это вопрос престижа в некотором смысле. У Зимбабве, да простят меня зимбабвийцы, может быть сервер перегружен, и это было бы понятно. Но не у хваленой электронно-продвинутой Эстонии.
Во-вторых, желательно, чтобы это происходило без моего участия. Чей косяк, тот, по идее, и должен исправлять ситуацию.
В-третьих, ладно, пусть получилось так, как получилось, но можно разослать несчастным обновленцам письма с извинениями. Так, мол, и так, дорогие граждане, я, ваше электронное государство, слегка облажалось, причинило вам неудобства и заставило подергаться, примите мои искренние сожаления, обещаю, что больше такого не повторится, а в знак моего к вам дружеского расположения и искреннего покаяния примите в дар шоколадку «Калев» как символ нашей с вами непрекращающейся дружбы.
Бог с ним, с пролитым на скатерть вареньем. Но можно же предложить эту скатерть и постирать. Я, скорее всего, откажусь и постираю сам, но ценно намерение. Из этих мелочей, я думаю, и складываются отношения.
А потом мы плачемся по поводу оттока населения за рубеж. Я не удивлюсь, если даже такая, казалось бы, мелочь, могла стать для кого-то последней и решающей каплей.